Мой список фильмов, заставивших пережить маленькую катастрофу и пересмотреть свои взгляды на жизнь в целом и современный кинематограф в частности, пополнился третьим фильмом. Теперь помимо «Догвилля» и «Антихриста» фон Триера в этот список входят ещё и «Забавные игры» Ханеке.И если вы тоже думаете, что в мире нет режиссёров круче фон Триера и Тарантино, что максимальную и единственно возможную в мире кино реалистичность можно достичь только операторской работой а-ля «Догма-95» (дрожащая ручная камера -> имитация любительской съёмки -> реалистичность), то, посмотрев этот фильм, возможно, вы пересмотрите свои взгляды и поймете, что традиционная кинокамера может создать реалистичность, граничащую разве что с самой реальностью.Художественный фильм «Забавные игры». Покадровый (!) ремейк одноименного фильма 1997 года, сделанный тем же режиссёром, автором многострадальной «Пианистки» Михаэлем Ханеке. Вкратце о сюжете фильма (процитирую стандартный обзор): « Два интеллигентных юноши стучатся в дверь загородного дома.

Вежливо просят о ничего не значащей услуге. И не уйдут. В тот самый миг, когда их пустили в дом, уже произошло непоправимое. Начнется цепь искусных издевательств, садистских пыток, медленного и неизбежного уничтожения обитателей дома».Стандартный ужастик? Психологический триллер?

О, нет. Вы не найдете здесь ни психопата-маньяка в полосатом свитере, ни внезапных появлений из-за угла под драматичную музыку, ни жестоких сцен насилия, ни вида трупов не будет. Даже крови почти не будет, так, для приличия только. Но фильм потрясает уже с начальных титров, когда семейная идиллия накладывается на музыку, которой любят внезапно пугать в иностранных рекламах автомобилей или на мелодиях, поставленных вместо гудков на телефонах друзей. При просмотре фильма отсутствует отстранённость «действие на экране/сидящий-на-кресле-я-а-за-окном-листочки-и-всё-будет-хорошо».

Тебя просто берут за шиворот и помещают туда, в самый эпицентр маленькой катастрофы. Причём как бы ты ни хотел быть жертвой, ты будешь палачом. Потому что, разделяя страшное пари вместе с мальчиками гольфистами, а в конце фильма смотря в огромные, цвета безоблачного неба глаза Майкла Питта, ты понимаешь, что именно ты, ТЫ непосредственно причастен ко всему, произошедшему здесь и сейчас.В фильме Ханеке показывает нам, зажравшимся сотнями боевиков, привыкших к насилию на экране, смотрящих на бравых убийц за ужином, что такое настоящее Зло. Настоящее насилие.

Что убитый человек – не ещё один 289-й мексиканец из массовки, а реальный, живший долгие годы до этого человек. Мы видим реальное, всепобеждающее Зло таким, какое оно и есть на самом деле. Абсолютно настоящее и ощутимое (реальнее и страшнее только действительность и наши редкие сны). И то, что Зло победит, мы знаем с самого начала. И даже если оно даст осечку, рука в перчатке перемотает плёнку и добьётся своего, так же, как бегущая Лола спасла когда-то своего Манни, но только с противоположным эффектом. Заставил ли меня этот фильм пересмотреть свои взгляды?

Однозначно. По идее получается, что кино-то очень гуманистичное. Ханеке даёт психике нехилую встряску, а нашим объевшимся насилием организмам это необходимо как мерзкая, отвратительная микстура.Фильм «Забавные игры» ещё одно доказательство того, что все те годы, что мы смотрели кино, нас обманывали.