Чувствительная от природы, она легко меняла любовников, боготворила великосветские развлечения. Елизавету Петровну, которая пыталась держать ее в «черном теле», возненавидела сразу, а после смерти императрицы вместо того, чтобы стать покорной женой нового царя, организовала заговор, сбросила мужа с престола и стала полновластной правительницей России. Сына Павла она не любила, а главное, не уважала. Не реализовав себя в материнстве, она словно ждала появления того ребенка, которому она могла бы отдать свои нерастраченные материнские чувства и свой незаурядный педагогический дар. ОН был образованным, хорошо осведомленным монархом, настоящим аристократом, воспитанным и галантным. И, вместе с тем, человеком тревожным, недоверчивым, откровенно слабым. В галерее портретов семьи Романовых Александр I - далеко не самая яркая фигура. И все же в историю этот император вписал блестящую страницу, ведь победа над Наполеоном - заслуга его царствования. Сегодня историки видят только одно объяснение такому противоречивому психологическому портрету царя: он был «бабушкин внучек», причем внук бабушки, умной, наделенной всей полнотой власти.

Начало воспитания

Когда родился маленький Александр (господин Александр, так называли его с первых минут жизни), Екатерина ІІ забрала его у родителей и лично занялась воспитанием и учебой внука. Императрица-просветительница, разработав собственную педагогическую концепцию и скрупулезно применив ее к воспитанию Александра, хотела представить миру «новую породу людей». Она стала в прямом понимании слова «сумасшедшей бабушкой». А маленький Александр (дети же очень чутко чувствуют отношение к себе) любил ее больше всех в мире. Все началось 12 декабря в 1777 г., когда долгожданный внук появился на свет. Правящая императрица, с утра до вечера занята важными государственными делами, но неразлучна с ребенком. Она радуется каждому плачу и смеху внука, каждому новому зубу, изобретает для ребенка игрушки и одежду. Когда ее величество работает, колыбель с будущим императором придвигают поближе к ее письменному столу. В разработанной Екатериной системе воспитания явно чувствуется влияние педагогической концепции Дж. Локка, одного из любимых философов императрицы (известно, что Екатерина хорошо знала философию, эстетику, экономику, педагогику и много времени тратила на изучение концепций ведущих европейских ученых).

Приемы воспитания «совершенного человека» и будущего «великого императора» она перенимала у западных мыслителей, дополнив их (как же без собственного виденья, ведь и себя императрица считала философом на уровне мировых знаменитостей) своими собственными педагогическими задумками. Какие же главные пункты этой системы? Во-первых, воспитание начинается с самого рождения, еще с младенческого возраста. Екатерина настаивает на легкой одежде, закаливании, лично проверяет, чтобы температура в спальне царевича не превышала +15°С. Ребенка нельзя качать, туго пеленать, пища - здоровая и умеренная. Исключаются наказания, принуждение, грубое отношение. На ребенка категорически нельзя кричать. Исправительные методы: убеждение, выговор, угроза - более действенны. Ничего не может быть большим наказаниям, чем неудовлетворение царственной бабушки. Полное подчинение внука лично себе - краеугольный камень педагогической концепции Екатерины. Екатерина решительно искореняет гордость и высокомерие. Будущий император должен принимать почести с умеренностью, никого не обижать, быть учтивым и вежливым.

Когда Александру было около трех лет, Екатерина приступила к написанию «Бабушкиной азбуки». Этот уникальный исторический документ стал настоящим педагогическим шедевром. В сущности - это историческое послание императрицы подрастающему поколению. На каждой странице «Азбуки» - мудрые мысли и факты из жизни античных деятелей, ответы на философские и этические вопросы. Например, «что такое великодушие», «что такое остроумие», «кто такой хороший гражданин», «кто такой герой»? Именно эстетическое воспитание Екатерина ставила на первый план, знаниям она отводила второстепенную роль. Главная цель учебы - уберечь царевича от привычки напрасно тратить время. Она никогда не заставляла Александра учить, зубрить, запоминать. Но парадокс! Уже в пять лет великий князь умел читать и писать, науки осваивал легко, как говорят, «шутя». Екатерина не просто восхищалась «своим ребенком», что естественно для матери и бабушки, это еще и гордость педагога. Мол, смотрите, какие плоды дает моя педагогическая концепция, мое воспитание!

Суть воспитания

Воспитательные принципы, разработанные Екатериной, можно было бы считать общепедагогической разработкой и использовать в практической педагогике, если бы не одна важная деталь: императрица ни на одну секунду не забывала, что воспитывает будущего императора. И все - от манер до выбора предметов - было подчинено этому сверхзаданию. Например, главным уроком она считала «знакомство со своей страной». И не в плане исторических, географических, этнографических сведений (это - науки для «простых смертных»). «Избранному», «великому» нужно не это. Его задание - научиться управлять. Как видите, имперские амбиции и отношение к огромной стране как к своей вотчине Екатерина стремилась привить и внуку. И не ее вина, что любимый ею мальчик не овладел амбициозностью и «акульей хваткой» своей ненасытной бабушки, которая воспринимала огромную империю как пирог, который лежит перед ней на блюде. Но не каждому такой пирог по зубам! Александра, во всяком случае, подобное наследство и подобные установки сильно обременяли! Бабушка внесла в расписание занятий, поэтому - покорно учил: с 11 до 15 лет ежедневно, в течение нескольких часов «познание России». Педагогическая концепция Екатерины из многих соображений является спорной и однобокой. И все-таки в тот момент, когда педагогике и воспитанию предавали крайне мало внимания, задумка императрицы не просто поражала - это был настоящий прорыв. Ее воспитанник должен был превратиться в действительно выдающуюся личность. А в результате вышел Александр - слабый, добрый, умный, но, в сущности, абсолютно не годный к роли государственного деятеля.

В чем же главная ошибка Екатерины? Что помешало реализации глобальных планов императрицы, которая целеустремленно и осознанно стала Учителем единственного ученика, посвятив великой цели воспитания человека «новой формации» большую часть своей жизни? Возможно, в этом и кроется ответ. Большую часть жизни, но не всю жизнь. Веселая, чувствительная, любвеобильная императрица даже в преклонном возрасте, практически на виду у взрослеющего мальчика меняла фаворитов, как перчатки. Пытаясь привить Александру, идеалы добра и справедливости, сама могла быть властной, царственно высокомерной, даже жестокой. Ведь даже самая совершенная педагогическая система, не подкрепленная личным примером, обречена на провал. Так и случилось. Идеальное воспитание в корне расходилось с реальной действительностью. Отсюда - слабость Александра, его недоверчивость, внутренняя дисгармония. В сущности, каждый день жизни подростка превращался в стресс. А здесь еще постоянный страх не угодить бабушке. Страх, одиночество, вечное недовольство. Александр I, как и большинство императоров из дома Романовых, оказался очень слабым для груза ответственности, который был положен на его плечи. Он не смог достойно оценить выдающихся людей, которые были опорой и гордостью его царствования. Чего стоит только знаменитая фраза Кутузова, который на смертном одре сказал Александру, который постоянно обвинял его в ошибках: «Я прощаю Вас, Государь, но простит ли Россия?» Не простила. Народ медленно, но уверенно шел к своей свободе, и совсем не «идеально воспитанные представители» дома Романовых стали их кумирами и национальными героями. Но это было потом. А тогда, в далеком XVІІІ веке, императрица Екатерина писала «Азбуку» для своего старшего внука, пытаясь собрать в ней всю мудрость предыдущих поколений, все достижения современной мысли, идеалы нравственности и добра, и передать ребенку, наследнику. И не было в мире более счастливой и любящей бабушки.