В 1873 году впервые в мире электрическими лампочками была освещена одна из улиц Петербурга. А в следующем году она была оценена Российской Академией наук как открытие, «обещающее произвести переворот в важном деле об освещении», и присудила ее изобретателю ‒ Александру Николаевичу Лодыгину ‒ Ломоносовскую премию.

Но русские промышленники не спешили использовать открытие Лодыгина и разворачивать производство электрических ламп. Изобретатель же страдал от безденежья и непризнания. Он вынужден был эмигрировать ‒ сначала во Францию, затем в США.

У Александра Лодыгина не хватало средств, чтобы запатентовать в Америке свою лампочку с угольной нитью. Его опередил Эдисон. Именно Эдисон предложил конструкцию патрона и цоколя с винтовой нарезкой для усовершенствованных им ламп накаливания, предохранители с плавкими вставками, выключатель поворотный, электрический счетчик. Эдисон первым применил на практике параллельное включение электроламп, предложил трехфазную схему канализации тока, конструировал генераторы и пустил в 1882 году первую в мире электростанцию.

Несмотря на отсутствие у Лодыгина патента на изготовление лампочки с угольной нитью, фирма Вестингауз поручила русскому изобретателю построить большой завод по производству электрических ламп и доверила пост главного инженера на этом заводе.  В 1890 году Александр Николаевич получил патент на лампу с металлической нитью. Патент купила фирма «Дженерал электрик», наладившая производство ламп. Таким образом, две крупнейшие американские фирмы своим первоначальным расцветом обязаны русскому изобретателю. Россия же вплоть до революции ввозила электрические лампочки из-за границы.

После окончания русско-японской войны А.Н.Лодыгин вернулся на родину. У него были слава, опыт инженера и талант изобретателя. Но в Петербурге он смог получить лишь должность начальника подстанции трамвая. Он снова уехал в США.

Лампа накаливания прочно завоевала свое место в быту. Теперь А.Н.Лодыгин изобретал электрические печи для нужд промышленности. В 1906 году был построен завод для производства ферросплавов, легирующих добавок для получения качественных сталей. Но была у Лодыгина мечта, которую он вынашивал на протяжении всей своей творческой жизни, но так и не смог ее осуществить.

Еще в 1869 году Лодыгин создал проект вертолета, винт которого приводился в действие электромотором. В России проект был отклонен и через год изобретатель предложил его французам, которые воевали тогда с пруссами. За постройку вертолета там взялись, но раньше, чем успели его сделать, Франция потерпела поражение. В 1914 году Александр Николаевич представил царскому правительству новый проект электролета, более совершенный. И вновь изобретателя ждала неудача: вертолет с электрическим двигателем тогда так и не был построен.

Развитие техники в 20 веке не стояло на месте. Новые изобретения давно вытеснили в прошлое изобретения Эдисона, Лодыгина. Но их имена остались в памяти людей как образец многогранности человеческого ума и полета творческой мысли.