Сложно описать в двух словах цыганскую музыку - в это понятие уместился такой спектр различных произведений, что дать точное определение совершенно не представляется возможным. Если сами цыгане часто играли роль изгоев, то у их музыки всегда находилось немало поклонников. Музыка для цыган часто была основным заработком, вкусы у народов различались, поэтому приходилось подстраиваться под слушателя.

Существует красивая легенда о том, что Бог при распределении между народами средств, благодаря которым они будут жить, дал цыганам играть музыку. Когда слушаешь талантливое исполнение цыганских музыкантов, этот миф становится похож на правду. В какой бы части света не жили цыгане, они имеют мощную музыкальную традицию, которая в большинстве случаев звучит гораздо ярче музыки коренных народов.

Известна пословица о том, что там где люди едят, музыка становится мертвой. С начала 20 века для выживания многим цыганам приходилось исполнять свои произведения по ресторанам. Если музыка является лишь приятным фоном, она теряет свой нерв и истинное предназначение. Ресторанная музыка имеет свои особенности, которые не предполагают большой творческой свободы. Можно сказать, что в этом время погибло множество интересных направлений, о существовании которых мы никогда не узнаем.

Цыганская музыка значительно зависела от того, какими инструментами располагала та или иная группа. На Балканах довольно распространены оказались духовые инструменты и барабаны, которые цыганам выдали турки, когда им понадобилась военная музыка. В России цыгане освоили балалайку, вдохнув в звучание этого инструмента совершенно новые краски. Не так далеко от истины убеждение, что стоит дать цыганам любой музыкальный инструмент, и они научатся играть на нём за несколько часов.

В некоторых регионах цыганская музыка имеет тесные сплетения судеб с еврейской. Цыгане научились играть клезмерскую музыку, часто исполняли её на свадьбах, хотя первоначальными авторами являются евреи. Постепенно переплетение усиливалось, сейчас балканские цыгане уверены, что данные мелодии всегда принадлежали им. О развитии музыки сложно говорить, так как документальные подтверждения являются довольно скудными.

Цыганская музыка не могла не влиять на произведения серьёзных композиторов, особенно сильно можно уловить это влияние в работах Листа. Некоторые критики, свысока смотрящие на народную музыку, отмахиваются от этого факта, но многочисленные исследования подтверждают эту теорию. Вполне допустимо и обратное влияние, хотя стоит учитывать, что тогда для распространения музыкальных произведений требовалось много времени. Это сейчас достаточно двух кликов мыши, чтобы отправить песню на противоположную сторону планеты.

Распространение музыки приводит к достаточно курьезным вещам. Так, главная песня сербских националистов имеет корни в албанских произведениях, первые строчки практически идентичны. Надо ли говорить, что сербы считают албанцев кровными врагами. Обмен музыкой часто приводит к воровству мелодий, а воровством цыгане также владеют виртуозно.

Известный сербский композитор Брегович, чьи работы можно услышать в фильмах Кустурицы, рассказывает о том, что он часто находит вдохновение в панк-роке. Он говорит, что в этой музыке, как и в цыганской, важную роль играет частичка безумия, иначе произведение не имеет смысла. Композитор сетует, что многие не понимают, насколько важны такие простые вещи как страсть и безумие. Именно это заставляет музыку пульсировать жизнью.