Сейчас нередко детям ставят диагноз «аутизм», далёкие от медицины и психологии люди сторонятся таких детей и жалеют их родителей. Они отождествляют аутизм с ДЦП, умственной отсталостью, шизофренией и другими серьёзными болезнями. Такие выводы зачастую не имеют под собой никаких оснований, хотелось бы развенчать мифы об этом явлении.

Аутизм – прежде всего явление психологическое. С медицинской стороны, аутизм обусловлен неправильным развитием некоторых отделов головного мозга. Возникает аутизм из-за генных нарушений: либо вследствие взаимодействия нескольких генов, либо генных мутаций. Обычно аутизм возникает у детей до трёх лет и дальше развивается по нарастающей. Есть определённые признаки, позволяющие заподозрить наличие у ребёнка аутизма:

- слабо выраженное желание идти на контакт с окружающими;

- нарушения при коммуникации с другими людьми;

- повторяющийся алгоритм действий при определённых занятиях.

Данные признаки необходимо рассматривать в совокупности, чтобы поставить диагноз «аутизм», он ставится в результате наблюдения за ребёнком. Как видно, основная проблема детей-аутистов – взаимодействие с окружающим миром. Часто они живут в своём выдуманном мире, на происходящее в настоящем мире реагируют по-своему, чаще негативно или отгораживаются от всего и всех. Считается, что дети-аутисты предпочитают одиночество, но это не совсем так – порой они просто не могут найти для себя подходящего собеседника.

Чем раньше у ребёнка обнаружили признаки аутизма, тем скорее нужно принять меры, чтобы уменьшить проявления аутизма, в дальнейшем это может помешать ребёнку вести полноценную жизнь. Среди таких мер:

- работа с психологом;

- посещение логопедических занятий;

- арт-терапия;

- занятия музыкой;

- физические упражнения, лучше всего в группе детей-ровесников.

Вообще, полезны любые занятия, в которых ребёнок участвует совместно с другими детьми. Таким образом он развивает навыки коммуникации и занимается интересным делом. Есть и обратная сторона медали: некоторые родители вовсе не страдают оттого, что у них ребёнок-аутист. Причина в том, что такие дети путём увлечённости своим внутренним миром выявляют таланты, а их родители стараются развивать эти таланты, например, устраивают выставки их рисунков. И на них видно, какой богатый у них внутренний мир, и как неординарно они видят окружающую действительность. Достаточное количество известных писателей, художников, музыкантов в детстве были аутистами.

У детей с аутизмом есть чему поучиться, многие из них обладают такими качествами, как трудолюбие, усидчивость, терпение. Но есть и взрослые, которые способны изменить своих близких в лучшую сторону. Самым ярким примером служит голливудский фильм «Человек дождя» - история о двух братьев, один из которых аутист, обладающий неординарными способностями, а его эгоистичный и циничный брат мечтает заполучить наследство, оставленное их отцом брату-аутисту. В конце фильма между братьями возникает дружба.