Принятие Федерального закона № 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития” – попытка создания оптимальных условий для деятельности и развития малого и среднего предпринимательства.

По смыслу законопроекта такие территории вводятся с целью привлечения капиталов, инвестиций в определенные регионы страны, где существуют потенциальные условия (сырьевая база, трудовые ресурсы) для экономического роста. Вступает в силу данный нормативный акт в марте 2016 года.

Порядок образования ТОР

Статья 3 указанного Федерального закона  указывает на то, что решение о придании территории соответствующего статуса принимается исполнительным органом власти субъекта федерации. По общему правилу срок существования ТОР не должен превышать 70 лет. Однако данный временной промежуток может быть продлен в одностороннем порядке Правительством РФ.

Инициирование процедуры создания ТОР начинается с подачи соответствующего предложения исполнительного органа власти субъекта в соответствующий комитет при Правительстве РФ. Вместе с предложением указывается следующая информация:

1)      Прогноз экономического роста региона в случае придания ему статуса территории опережающего социально-экономического развития.

2)      Экономические и географические характеристики района, которые могут свидетельствовать о перспективности его развития.

3)      Выявления необходимости в иностранных работниках: их количество и профессиональная компетенция.

4)      Наличие предварительных соглашений с потенциальными инвесторами, которые готовы осуществлять предпринимательскую деятельность на данной территории.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что статус ТОР получит тот район, где имеется значительное количество ресурсов, необходимых для долгосрочного занятия предпринимательской деятельностью, достаточный объем человеческого капитала в лице работников производственной сферы, а не сферы обслуживания.

Сравнительная характеристика ТОР и особой экономической зоны

Этот вопрос обусловлен тем, что ФЗ № 473 содержит прямой запрет на создание территорий опережающего развития в тех местах, где уже существует особая экономическая зона. Чтобы понять различия между ними, следует обратиться к ФЗ №116.

Данный нормативно-правовой акт определяет особую экономическую зону, как часть территории РФ, на которой осуществляется предпринимательская деятельность в особых её формах, включающая в себя налогообложение по льготным тарифам, а также действие принципа «свободной таможенной зоны», который предусматривает беспошлинный ввоз товаров иностранного производства. Этот же закон дает определение кластеру как совокупности территорий в рамках ОЭЗ, которые функционируют под контролем управляющих организаций и компаний.

Разграничение понятий “территория опережающего социально-экономического (ТОР) и “особая экономическая зона” (ОЭЗ) осуществляется по следующим признакам:

1)      ТОР может создавать на площади одного или ряда территориальных образований, но в рамках одного субъекта, а ОЭЗ может охватывать площадь нескольких субъектов РФ.

2)      Статус ТОР устанавливается на конкретный период - 70 лет и может быть продлен по решению Правительства РФ, срок функционирования ОЭЗ не должен превышать 49 лет. Его продление запрещено.

3)      На территории ОЭЗ за исключением отдельных регионов, предназначенных для развития туристического сектора, запрещено размещение объектов жилищного строительства. Это означает, что ОЭЗ рассматривается, как источник благосостояния государства и средство пополнения бюджета. Основная функция ТОР – повышение благосостояния граждан и стимулирование развития промышленных товаров в отдельных регионах страны.

4)      В ОЭЗ запрещена разведка и разработка энергетических полезных ископаемых, которые могли быть использованы для промышленного сектора экономики, особое положение ТОР определяется наличием ценных энергетических ресурсов, использование которых должно повысить эффективность производства в рамках отдельного региона, что, несомненно, скажется на экономике страны в целом.

Можно сделать вывод, что ОЭЗ и ТОР имеют общую цель – повышение стабильности экономики страны. Однако используются для этого различные методы. В ОЭЗ приоритет отдается развитию туристическому сектору. Это можно наблюдать, например, в Крыму. Если РФ хочет, чтобы федеральный бюджет пополнялся еще и за счет активной предпринимательской деятельности российских предприятий и фирм на территории крымского полуострова, то придание этой территории статуса особой экономической зоны в совокупности с льготным налогообложением вполне оправдано.

Необходимость в территориях опережающего экономического развития обусловлена неравномерностью распределения природных и трудовых ресурсов страны. ТОР необходимы для приближения средств производства к наиболее благоприятным источникам производственной деятельности: запасам энергетического топлива (нефть, газ, уголь, торф), потенциальным людским ресурсам (стимулирование миграции в дальневосточные регионы страны).

Помимо развития экономики страны ТОР выполняет еще одну важную функцию – повышение благосостояния населения РФ. Это и есть основное отличие статуса ТОР от ОЭЗ.