Кто ответит мне, где лучше солнце: в мусульманской татарии или в христианской московии? Кто ответит мне, какой лес красивее: сосновый или берёзовый? Кто ответит мне, где витязи храбрее: в стольном граде Киеве, али в Новгороде боярском? Ответов множество, на те вопросы; на следующий же существует лишь один ответ. Кто из женщин всех чудесней? Прекраснейшая женщина на свете: Аленочка Пресвет, жемчужина Москвы!

Желтолицый Батый приказал подать себе две сабли: приказал подать кольчугу до колен; одну из сабель он засунул в ножны, другую взял на изготовку. Спустился он в конюшню рода, чтоб осмотреть весь свой табун, и говорит:

- Кыргый Ат – самый крепкий и быстрый конь; на его могучей спине я украду жемчужину Москвы, клянусь Аллахом, если нет, то не вернуться мне в Казань!

Земля под конём словно горит, пыль валит плотно. Случайный старик, близ Москвы, под копыта чуть не попадает.

- Старец мудрый, изволь мне помочь! Отнеси грамоту сию витязю Добрыне, Добрыне Никитичу из Посадского уезда. Да не струсит он, выйдет на битву смертную со мной к реке Яузе.

Только мне должна принадлежать жемчужина Москвы.

Старче, думая недолго, взял ту грамоту и витязю отнёс, когда тот в городки играл с жемчужиной Москвы. Прочёл Добрыня грамоту чудную, затылок почесал, подумал, да принял вызов, так разрушив городки, что биты было не найти. Похрустел суставами, забрал копьё, повесил щит за спину, позвал себе коня родного и тронулся на поединок.

Почуяла неладное жемчужина Москвы, решила проследить за витязем своим.

- Витязь, милый мой, Добрыня! Останься, стой, ну поиграй ещё со мной!

- Нет времени, родная, игра со смертью ждёт меня у Яузы в три дня.

Заплакала Аленочка Пресвет, но удержать Добрыню не смогла. Нельзя препятствовать Добрыне, когда на бой собрался он.

Тогда Аленочка накинула платок и в путь отправилась за ним.

У речки стала красной почва, окрасилась немного в цвет крови и вода, но то была не христианина кровь, а храброго Батыя. Лежал он полный боли и страданья на самом берегу реки, а из груди торчал обломок деревянного копья. Жизнь уходила с каждой каплей крови. Красивый конь – Кыргый Ат печально смотрит на хозяина и плачет, не в силах вылечить его.

В тот самый миг жемчужина примчалась.

- Хан Батый не падай духом! Мы ещё спасём вам жизнь, найдёте милую татарку, персидской крови королеву. Дано мне свыше откровенье, залечивать увечья, что витязь мой нанёс.

- О чудеснейшая из жемчужин! Извлеки из меня обломок копья, мне больно; оно словно жизнь пьёт из меня.

Доверчивая дева приблизилась к Батыю, а он, того лишь только ждал, блеснула сабля запасная и полоснула по лицу жемчужину Москвы.