Хорошо известно, что живущая дома кошка, даже отлично зная, где находится ее "спальня", в отсутствие хозяев и даже в присутствии некоторых наиболее добрых из них предпочитает отдыхать вовсе не в стоящем под порогом соломенном или пластмассовом "ложе", а на мягком диване, при этом щедро покрывая плед, а то и пододеяльник и простыни, волосками своей шерсти. Что поделать - постоянные восторги, вызываемые лихими кошачьими проделками, регулярные игры с питомцем, всяческое выражение своей к нему привязанности совершенно закономерно порождают у него ощущение вседозволенности и ставят в собственном представлении на один уровень с человеком.

Можно даже сказать, что на самом деле хозяин, всячески показавший коту свое к нему расположение, не имеет морального права после веселых игр, совместных прогулок, почесывания за ушами и прочих проявлений хорошего отношения к животному как-то ограничивать его в поиске удобных мест для сна. Это совершенно неправильно даже с точки зрения неоднозначной и порой противоречивой людской логики, ну а уж животному, которому свойственно мыслить просто, линейно и "прямо", будет очень трудно объяснить, почему после просмотра телевизора сидя в кресле "в обнимку" со всемогущим хозяином на том же кресле нельзя расположиться и вздремнуть и пока оно совершенно свободно.

Надо признать, что желание объяснить коту, что у него нет прав делать то, что он хочет, ставит хозяина в довольно щепетильное положение. Будучи очень умным и даже проницательным животным, порой понимающим психологию человека лучше него самого, кот наверняка обидится на то, что после вознесения на одну ступень с живущими в квартире людьми ему вдруг показывают границы дозволенного. В том случае, если самолюбие животного подвергалось подобным испытаниям и раньше, - например, запретом гулять во дворе тогда, когда этого так хотелось, - кот может выразить свой протест, при первом удобном случае просто покинув дом, где его ограничивают в правах. Свидетельством тому служат многочисленные объявления о пропаже котов, которые без видимой причины вдруг убегают от своих "кормильцев" во время очередной прогулки и бесследно исчезают.

Значит, нельзя ни на минуту забывать о том, что кот все-таки не собака и может так же легко одичать, как и стать полноправным членом семьи. Вот почему, желая показать усатому питомцу, что спать, отдыхать, смотреть на детские шалости, и следить за порхающими за окном птицами лежа на диване "нежелательно", его нужно, всякий раз застав в этой позиции, бережно поднимать и осторожно ставить на пол. Не стоит использовать более резких воздействий вроде спихивания кота вниз, многозначительной демонстрации ему веника, тапка или полотенца, криков и тем более шлепков. Кот и без сильных эмоций обязательно поймет, что на использование мягкой мебели его равноправие с хозяевами не распространяется, и довольно быстро перестанет на нее запрыгивать, - по крайней мере, когда кто-то из хозяев будет дома.