Вам встречались люди, которые, независимо от того, какого успеха они добились, всегда уверены, что они его не достойны? Что все это – случайность, а не закономерный результат, и рано или поздно их обязательно ждет разоблачение? А может, вы и за собой это замечали?..

Описанное психологическое явление в 1978 году психологи Полина Клэнс и Сюзанна Аймс окрестили «синдромом самозванца». Исследуя поведение женщин, добившихся отличных результатов в карьере и в жизни, ученые с удивлением обнаружили, что их клиентки часто не могут адекватно оценить личные достижения. Все свои успехи, несмотря на объективные доказательства их компетентности, они объясняли везением, ловкостью, наличием нужных связей, обаянием и пр.

Анализируя истоки возникновения данного синдрома, П. Клэнс и С. Аймс пришли к выводу, что, как и в большинстве случаев возникновения психологических проблем во взрослом возрасте, корни  уходят в детство. Повышенная требовательность родителей наряду с резкой критикой приводит к нарушенному представлению ребенка о самом себе и жизненных ценностях. Такие дети уверены, что любовь родителей необходимо постоянно заслуживать, а для этого нужно всегда побеждать. А поскольку это невозможно, развитое чувство собственной несостоятельности заставляет их чувствовать себя крайне не комфортно в случае успеха или похвалы. Они чувствуют себя обманщиками.

Став взрослыми, эти люди продолжают неосознанно вести борьбу за право быть любимыми, а значит, лучшими, даже не осознавая, что заслужить любовь в принципе невозможно, также как и достичь идеального результата. Будучи уверенными в том, что они окружены более талантливыми и достойными успеха и уважения людьми, «самозванцы» живут в постоянном стрессе, зачастую приводящем к серьезным хроническим заболеваниям. По иронии судьбы, в подавляющем большинстве случаев они сами действительно являются глубоко одаренными, разносторонне развитыми и трудолюбивыми личностями. Не зря психологи иногда называют «синдром самозванца» оборотной стороной одаренности.

Что можно сделать?

Как и в любом другом случае, чтобы процесс изменений начался, необходимо в первую очередь признать, что проблема существует. Важно принять ее без осуждения и самокритики, а также без критики в адрес тех, кто, возможно, когда-то вел себя не совсем правильно и мудро в отношениях с ребенком. С ними, скорее всего, поступали также – они не научились по-другому.

Осознав, откуда «растут ноги» страха перед успехом, и разобравшись в причинах возникновения этой проблемы, важно суметь пережить, простить и отпустить свой травмирующий опыт детства, пересмотреть свои убеждения относительно себя и жизни с новой – взрослой – позиции. Работа эта не из легких, она болезненна и длительна, и лучше проводить ее с опытным психологом или психотерапевтом. Ничего страшного в этом нет, да и результат того стоит.

После этого нужно учиться строить новые отношения с собственными достижениями, учиться быть добрее к себе и чуточку объективнее. В конце концов, каждый уникален, и именно в этом его ценность, а вовсе не в соответствии некоему идеалу, который, как известно, у каждого свой.

Также придется менять отношения к критике, учиться не закрываться в своей раковине, а извлекать полезный опыт – опыт чувств, принятия своей уязвимости, а также умение использовать полезные советы.

Ну и конечно, дать себе разрешение совершать ошибки. Самое сложное, знаю. Но без этого не бывает роста. Шаг вперед – два назад. Постоянное движение. Порой кажется, что по кругу, но на самом деле – по спирали: вверх. И все получится. Главное – продолжать идти.