«– Так. Какие же меры вы приняли, чтобы поймать этого убийцу? – тут врач

повернулся и бросил взгляд женщине в белом халате, сидящей за столом в сторонке.

Та вынула лист и стала заполнять пустые места в его графах.

– Меры вот какие. Взял я на кухне свечечку...»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Должен ли управленец понимать, чем занимается его предприятие, или достаточно просто умения руководить? Возьмем для примера некое предприятие «Х». Предприятие сработало неудовлетворительно, прямо скажем, плохо сработало. Решили, что один из отделов слишком много тратит, а прибыли приносит мало. И вот теперь перед руководителями среднего звена встала задача: вывести отдел в рентабельность. Не будем говорить о том, что отдел вовсе не задумывался, как приносящий прибыль. Что он не занимается основной деятельностью предприятия, а является дополнительной услугой, так сказать, рекламой, конкурентным преимуществом. Но об этом, повторюсь, забудем, начальству виднее. Итак, какие меры были приняты.
  1. Сменили автоподпись в письмах. Теперь это длинная разноцветная подпись с рекламным баннером. Баннер, правда, рекламирует почему-то не ту услугу, которую оказывает отдел, а совсем другую, оказываемую даже не предприятием, а его партнером.
  1. Изменили требования к теме письма. Цифры должны стоять строго в определенном для них месте, буквы – в месте, определенном для них. Отклонение от принятого формата строго караются.
  1. Изменили шаблон самого письма. В нем появилось много красивых картинок и много текста, не несущего смысловой нагрузки. По содержанию письма руководство ничего посоветовать не может, поскольку не понимает, что именно там должно содержаться.
  2. Расставили мебель по фэншуй.
Не покажется ли читателю, что меры, принятые для решения проблемы, очень напоминают те, которые принял булгаковский шизофреник Иван для поимки иностранного консультанта? Следующей мерой, если предыдущие не принесут результатов, должно стать сокращение штата. Надо полагать, что нагрузка в этом случае ляжет на плечи немногих оставшихся, сроки выполнения заданий увеличатся, качество… впрочем, до качества ли будет? Нет никаких сомнений: это поможет значительно увеличить лояльность клиентов и поднять прибыли. Так что же, как вы считаете, кто должен руководить структурными подразделениями предприятия? Нужен ли здесь человек, понимающий специфику работы, способный оценить, правильно ли подчиненные выполняют порученные задания, или же достаточно обычного управленца, менеджера, знающего в целом, как руководить, и способного руководить чем угодно? В конце концов, можно вспомнить того же Булгакова: директора Варьете перебросили командовать гастрономическим магазином, а председателя акустической комиссии отправили заготавливать соленые грибы. И ничего. Работали как-то.