Встречи с дикими животными на дорогах нашей страны - не редкость. Чаще всего, подобные рандеву ничем хорошим ни для самой дикой природы, ни для автомобилистов не заканчиваются. Что же делать и как себя правильно вести в подобных ситуациях, чтобы свести все или почти все возможные риски к минимуму? Попытаемся разобраться в вопросе.

Пережить подобное происшествие мне довелось и самому и, к счастью, обстоятельства в тот вечер сложились относительно благополучно. Водитель, довозивший меня до дома, после «свидания» с лосём отделался лишь ремонтом и покраской правого крыла и установкой нового вторичного поворотника.

Дело было осенью 2014 года. В тот вечер уже в 17:30 солнце скрылось за горизонтом, а дорога, по которой предстояло ехать в посёлок, где я живу, проложена в лесу. От обочины до кромки леса с обеих сторон дороги было менее 2-3 метров и естественно ни одного фонаря или иного источника света кроме автомобильных фар на этой дороге никогда не бывало. Миновав большую часть подленькой извилистой дороги, где-то за пять километров до въезда в городок фары выхватили из сумерек достаточно крупного лося. На вид – метра два в холке, да и сложением животное обижено не было.

Нам повезло заприметить его где-то за 20 метров, так что водитель сбавил скорость и остановился. Точно так же остановился и сохатый. Шофёр решил объехать задумчивое животное по встречной полосе, которая в тот момент была свободна и лесной зверь решил, что как раз сейчас настал момент перебегать дорогу.

Автомобиль затормозил и лось успел врезаться только в правое крыло, махнув в воздухе в опасной близости от лобового стекла всеми четырьмя копытами как раз напротив сиденья, где я располагался. Удар был сильным, но ремни безопасности нивелировали возможные повреждения лицевой части головы как у меня, так и у моего водителя.

Животное встало, помотало огромной головой и завершило свой манёвр. Беглый осмотр транспортного средства показал, что жизненно-важные элементы конструкции не пострадали и потому до посёлка мы всё же доехали своим ходом. Первоначальный шок отступил где-то через полчаса и только потом пришло осознание того, насколько же нам в тот вечер повезло – ведь какое огромное количество похожих историй закончилось куда более печально что для животины, что для людей.

Итак, что же делать в подобных ситуациях?

Начнём с того, что юридически, с какой бы скоростью ни осуществлял движение автомобилист, если он всё же не успел увернуться от дикого зверя, он однозначно и бесповоротно признаётся виновным. Даже если двигался со скоростью 10 километров в час и зверь выбежал на дорогу точно перед носом его автомобиля. В таких случаях сотрудники госавтоинспекции должны быть вызваны незамедлительно, впрочем, если машине серьёзного вреда не было причинено и животное впоследствии смогло самостоятельно подняться и уйти, смысла в этом не будет. Но если животное было убито, а уж тем более если было повреждено транспортное средство, иначе никак. Попытка уехать с места встречи с диким зверем расценивается как бегство с места ДТП и лишь усугубляет положение и без того невезучего автомобилиста. Так что помимо восстановления повреждённого автомобиля придётся также платить штраф и компенсировать ущерб, причинённый гибелью зверя, лесничеству.

Чтобы если не полностью застраховаться, то хотя бы свести к минимуму риск подобного происшествия, необходимо сбросить скорость в тех местах, где возможно появление лесного гостя.

К слову сказать, далеко не везде, где возможна подобная встреча, установлен предупреждающий об этом дорожный знак. В частности в нашем случае такового знака на этой дороге не было. Если он есть, игнорировать его ни в коем случае нельзя. Если же нет, но рядом с дорогой находился лесной массив, в любом случае надлежит быть предельно внимательным. В любом загородном лесном массиве достаточного размера всегда имеются дикие звери. Помимо упомянутого лося я встречал в нашем лесу косуль, где-то в окрестностях водится большая популяция кабанов. Конечно, эти звери вредят больше себе, чем автомобилю, но с учётом непредсказуемости их поведения и упомянутой юридической ответственности, они всё ещё могут создать очень большие проблемы.

Если же лес, как и в упомянутом случае, подходит практически в плотную к асфальтовому полотну, бдительность должна быть просто максимальной, особенно в тёмное время, где фары просто физически неспособны выхватить чёткий силуэт лося или иного крупного зверя из густой чащобы. Чем меньше скорость движения, тем проще спастись от столкновения.

Если же животное уже выбежало на дорогу и вы понимаете, что затормозить и остановиться вы не сможете, уходить лучше в кювет со своей стороны дороги, кроме тех случаев, в которых на месте вашего спасения уже растут деревья. Если встречная полоса свободна и просматривается на большое расстояние вперёд, можно попробовать уйти на неё. Но не стоит забывать тот факт, что в данном случае вы, скорее всего, будете двигаться наперерез зверю и, возможно, лучше просто затормозить так быстро, как только сможете и продолжить движение прямо с тем расчётом, чтобы выходец из чащи успел уйти с вашего пути.

Естественно, транспортное средство должно быть подготовлено к погодным условиям. По меньшей мере, «обуто» в шины по сезону. В условиях наледи, дождя, снегопада и других трудных погодных условий скорость вообще лучше уменьшить до минимума на подозрительном участке дороги.

В любом случае, встреча с диким зверем на дороге – вещь, которую не предскажешь. Исход её предсказывать ещё труднее. Но если соблюдать вышеупомянутые правила, то шанс того, что сия чаша минет вас, заметно увеличивается. Конечно, со стороны это может быть похоже на паникёрство и перестраховку, но и мы в тот вечер тоже вряд ли задумывались о том, что подобное может случиться именно с нами. Фортуна в тот вечер была благосклонна, но увы, подобный исход – далеко не единственный в подобных обстоятельствах.