Складывающаяся сегодня в мировой экономике ситуация говорит о том, что продолжительное устойчивое выздоровление, наблюдавшееся после разрушительного ипотечного кризиса, постепенно сменяется сползанием в новый упадок. Это следует, например, из того, что индекс S&P 500, за последние пять лет выросший более, чем на 92%, во второй половине 2015 года попал в полосу рыночной волатильности. Его динамика не улучшилась и в текущем году, с начала которого он испытал спад примерно на девять процентов.

Вполне возможно, что так называемая Великая рецессия, начавшаяся в 2008-м году после краха американской жилищной ипотеки и по размаху вызванных ею потрясений ставшая сильнейшим ударом после Великой депрессии двадцатых и тридцатых годов прошлого века, вовсе не закончилась, как могло показаться, а вошла в свою вторую фазу развития. О том, что события будут развиваться именно таким образом, предупреждали некоторые известные финансисты и экономисты, однако их предостережения трудно было принимать всерьез на фоне недавнего продолжительного и устойчивого роста.

Скорее всего, в полном соответствии с их предсказаниями новый виток рецессии начался после того, как закончилось действие спасительных мер, предпринятых финансовыми властями для предотвращения краха пострадавших от кризиса компаний, названных «слишком большими, чтобы дать им упасть». Эти меры, которые на Западе называют «бейл-аутами», заключались в щедрых финансовых вливаниях в разорившиеся фирмы, а не устранении имевшихся у них системных проблем.

Похоже, что выделенные в рамках плана Полсона многомиллиардные бейл-ауты за прошедшее после 2008-го года время были полностью «переварены», и породившие рецессию явления снова дали о себе знать. Вряд ли стоит ожидать, что на этот раз властные круги решатся на повторное гашение высвобождающегося пламени огромными государственными дотациями. Значит, выходить из второго витка Великой рецессии экономическим «колоссам на глиняных ногах» скорее всего придется без внешней помощи, что заметно уменьшает их шансы на выживание. Вот почему есть все основания считать, что в 2016-м году во всем мире обострятся проблемы безработицы, нищеты и голода. Катализаторами этого упадка могут стать случившийся летом прошлого года обвал на китайских биржах и давние структурные проблемы в Евросоюзе, который, по всей видимости, трещит по швам.