Попытки устроить Третью мировую войну или глобальный экологический кризис когда-нибудь обязательно увенчаются успехом. И что тогда делать дерзкому человечеству - закрыться в бункерах и тысячелетие самосовершенствоваться, уповая на вторую попытку? Вселенная ведь вне категорий добра, зла или справедливости. И небезызвестный астероид «Апофис» имеет вероятность наглядно это продемонстрировать в обозримом будущем, врезавшись в нашу Землю. Выживание людей зависит только от них самих.

Витийствовать - дескать, не будет войны, или люди как динозавры не вымрут - долго можно, но лучше совмещать умственную эквилибристику с конкретными действиями, пусть эти действия сейчас и кажутся почти фантастикой. Колонизация других планет – неплохая идея в любом случае, а второй дом человечеству не будет лишним. Выбор, правда, пока не велик – одна только планета Марс. Предполагается, что в 2020-2030 гг. там будет основана первая колония.

Низкая температура на поверхности, разряженная атмосфера, высокий радиационный фон и слабая гравитация не оставляют иллюзий - без терраформирования масштабная колонизация Марса невозможна. Изменение условий на планете – длительный процесс и разумным будет заняться им поскорее. Илон Маск, известный изобретатель и промышленник, не так давно предложил интересное начало - повысить температуру на Марсе ядерной бомбардировкой полюсов. Шутка? Да, но и резон в ней присутствует.

Марсианские полюса содержат замерзшую воду и углекислый газ. Испарять воду смысла не имеет – ведь она вновь сконденсируется и выпадет осадками. А вот высвобожденный углекислый газ имеет возможность повысить плотность атмосферы, что возможно, приведет к парниковому эффекту, который в свою очередь повысит температуру на поверхности. "Разморозится" почва, пойдут дожди, зашумят реки – это уже достаточно комфортные условия. Намеренным радиоактивным заражением планеты можно и пренебречь. Все же подогрев Марса займет даже не 100 лет – гораздо больше.

Иллюзия красивая, жаль только, что накопленного плутония и урана у землян не хватит так запросто задать Марсу встряску атомными взрывами. А для целей менее авантюрных пару-тройку взрывов устроить не помешает – обзаведемся экспериментальными данными о количестве испаренной углекислоты, о динамике наблюдаемых процессов. В будущем такие сведения, наверняка, пригодятся.