О том, что пьянство - это зло, с которым надо бороться, сказано уже немало. Не так давно в этом плане было немало и сделано, поэтому люди, заставшие 1980-е годы, отлично помнят горбачевскую кампанию по борьбе с зеленым змием. Сегодня идеологов той беспощадной войны с массовым алкоголизмом принято резко критиковать и даже ругать за некоторые так называемые перегибы, излишнюю репрессивность и прочие "античеловечные" меры. Увы, именно эта риторика и таит под своей личиной человеколюбия и всепрощения ту самую опасность, которая и способствует как возрождению пьянства, так и его новому распространению. Эта опасность заключается в попустительстве алкоголизму, закрывании на него глаз, взгляде на него сквозь пальцы. Даже удивительно, как много ярких образов, описывающих такое на самом деле преступное отношение к тем или иным разрушительным социальным явлениям, можно найти в русском языке. Это говорит о том, что народное сознание активно обдумывало начальственную преступную халатность и результаты этого осмысления обобщало в виде крылатых выражений.
Сегодня, по прошествии трех десятков лет с начала горбачевской антиалкогольной кампании, за время которых пьянство успело вернуться в массовый быт и снова в нем укрепилось, трудно согласиться с теми, кто считает, что Горбачев сотоварищи хоть в чем-то перегнули палку. Время легко, словно опустошенный стакан, опровергло тезисы о том, что нельзя было вырубать виноградники, ограничивать продажу спиртного двумя часами в день, выжигать это зло каленым железом, и что бороться с ним нужно было "как-то постепенно". Вино и водку сегодня можно купить во многих магазинах, причем не только за двухчасовой промежуток времени, и со стендов наглядной агитации около участковых отделений правоохранительных органов исчезли карикатурные изображения местных дебоширов с пояснениями о том, что они, "дойдя до кондиции", постоянно избивают членов семьи.
В итоге снова выпущенный на свободу зеленый змий разгулялся не на шутку и без какого бы то ни было человеколюбия оставляет на своем пути не только разрушенные жизни и семьи, но и, что особенно ужасно, сожженные пьяными жителями дома, искалеченных в пьяных драках людей, раздавленных пьяными водителями пешеходов. При виде всех этих губительных, ужасных и часто смертельных последствий заигрывания с алкоголизмом и закрывания на него глаз невольно вспоминается вторая половина 1980-х, когда с улиц мигом исчезли заснувшие там "хлебнувшие лишнего" прохожие, в семейном быту насаждалась трезвость, и общество с облегчением вздохнуло, увидев, что жизнь стала безопасней, спокойней, лучше.