Сегодня тема прививок разделила общество на два условных лагеря: сторонников вакцинации и тех, кто противится ей. Каждый доказывает свою правоту. Поэтому уместно по поводу затронутой темы обратиться за советом к моральным авторитетам - представителям Церкви.
Как Церковь относится к прививкам
Вообще Церковь всегда одобряет все, что служит истинному благу человека. Это можно назвать универсальным критерием, по которому оценивается то или иное явление. Относительно прививок, это не исключение. Однако сегодня в обществе отношение к вакцинации неоднозначное. Одна из причин этого - кризис доверия как к продукции, которую производят фармацевтические компании, так и к тем, кто ее рекомендует, продвигает на рынок, реализует. Разумеется, производители лекарств по своей сути - не благотворительные организации, а бизнес-структуры. Их эффективность не измеряется общественным здоровьем, а конкретными цифрами в отчетах. Это вроде нормально, с точки зрения бизнеса. Впрочем, проблемы возникают тогда, когда желание прибыли ставится выше, чем ценность здоровья человека. Как следствие, имеем различные примеры, которые серьезно подрывают доверие, в том числе к прививкам.
В 1994 году всемирная организация Human Life International инициировала исследование вакцины от столбняка, которую вводили женщинам детородного возраста в Никарагуа, Филиппинах, Мексике. Было обнаружено, что вакцина содержит гормон хорионический гонадотропин, который вырабатывается в организме матери для вынашивания ребенка. Вследствие введения вакцины организм девушки, женщины вырабатывает антитела и к этому гормону, а, следовательно, и против ребенка, а это вызывает выкидыши. Как должен верующий человек относиться к этому?
Уже давно в определенных кругах существует мнение об угрозе перенаселения Земли и необходимости сократить его естественный прирост. Поэтому в разное время были научные проекты, испытания и программы, целью которых было сокращение населения. Сегодня, благодаря интернету, можно ознакомиться со многими интересными материалами, как, например, документ, который в журналистских кругах называют «Меморандум 200». Возвращаясь к упомянутому случаю, стоит отметить, что это был продуманный шаг в рамках программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), финансируемой «Фондом Рокфеллера». Работа над «контрацептивной» вакциной велась с 70-х годов, что впоследствии подтвердил авторитетный медицинский журнал «Ланцет» в 1988 году в статье «Клинические испытания вакцины ВОЗ по ограничению рождаемости». Этот случай - не просто ошибка, а откровенный криминал. У людей возникает естественный вопрос: «И как после этого доверять рекомендациям такой уважаемой организации по вакцинам? Как восстановить доверие людей к тому, что те или иные вакцины не имеют скрытых «побочных» эффектов?» Ситуация осложняется тем, что это не единственный случай, мягко говоря, неэтичного поведения этой структуры ООН. Например, часто, предоставляя экономическую помощь бедным странам, ООН начала им ставит условие: изменить законодательство и любые запреты или ограничения в отношении абортов. Комментарии излишни.
Действительно ли есть вакцины, которые изготавливают из клеток абортированных детей
В некоторых случаях прививки предусматривают введение в организм ослабленного вируса, против которого вакцинируют. После введения наше тело «учится» вырабатывать антитела к вирусу и получает иммунитет на случай инфицирования. Однако выращивание ослабленного вируса требует определенной среды. Иногда для получения ослабленного вирусного штамма используют клеточные линии, полученные из клеток абортированных детей. Хотя большинство вакцин можно изготавливать без применения этих клеточных линий, однако некоторые фармацевтические компании не спешат переходить на альтернативу. Вместе с этим, сегодня еще существуют вакцины, которые не имеют альтернативных способов получения вирусных штаммов, и их использование вызывает серьезные моральные дебаты.
Существуют ли документы Церкви на эту тему
Да, Ватикан издал несколько документов по этому поводу. Суть проблемы не в том, можно ли использовать в вакцинах клеточные линии, полученные из абортированных детей. Церковь же, например, не осуждает использование органов одного человека на благо другого, то есть трансплантацию. Этические проблемы вызывает прямая связь между производством и реализацией вакцин и поддержанием абортов. Так, например, производители этих вакцин заинтересованы в стабильном снабжении «сырьем» для вакцин, то есть абортированных детей. С другой стороны, также и их использование провоцирует производителей постоянно удовлетворять спрос, что в итоге поощряет практику абортов.
Что же в таких обстоятельствах делать верующему человеку
Позицию Церкви можно изложить следующим образом: во-первых, Церковь осуждает производство, распространение и реализацию вакцин, которые используют клеточные линии абортированных детей, так как это может поддерживать практику абортов для получения «сырья» для вакцин. Во-вторых, каждый верующий обязан требовать вакцину, изготовленную альтернативным морально-приемлемым способом. Каждый имеет право спросить врача о составе и происхождении вакцины. В-третьих, в ситуациях, когда нет альтернативы, учитывая опасность для здоровья и крайнюю необходимость разрешено употреблять такие вакцины. Например, на сегодняшний день нет альтернативно изготовленной вакцины от краснухи. Поэтому, если, скажем, существует эпидемия краснухи, то женщины могут прибегать к этой вакцине, поскольку известно, что сама инфекция вызывает тяжелые патологические последствия у ребенка, находящегося в утробе, вплоть до его гибели. И, в завершение, мы отвечаем за то, чтобы всеми возможными способами протестовать и оказывать давление, чтобы заставить производителей вакцин обеспечить альтернативные решения, которые не нарушают морального порядка.
Можно ли считать принудительную вакцинацию нарушением права человека на свободный выбор
Очевидно, что здесь есть проблема. Сегодня существует ситуация государственного патернализма, когда кто-то решает, что хорошо для здоровья нации и внедряет определенные инициативы на принудительной основе. Не надо забывать, что подобные методы насаждения «здоровья» не застрахованы от неудач или злоупотреблений. Вспомните о панике и дебатах вокруг вакцинации от свиного гриппа, предложенной ВОЗ. В Совете Европы было специальное расследование, в ходе которого руководитель комитета по здравоохранению назвал всю эту историю медицинской аферой века. Следовательно, снова почтенная организация только укрепляет кризис недоверия.
Многие считают, что когда продукт хороший, то ему не нужна реклама, ни государственная поддержка, ни принуждение. Представители церкви считают, что в нашей стране следует позаботиться о следующем: во-первых, прививки не могут носить принудительный характер. Во-вторых, тем, кто желает вакцинироваться, должно быть гарантировано право на получение полной информации о вакцине, ее положительных и отрицательных воздействиях. И, наконец, должен быть обеспечен механизм ответственности и финансового возмещения, если прививка повлечет негативные последствия.