Формат жилища свидетельствует об уровне социально-экономического здоровья. В жилищном строительстве на протяжении жизни нескольких поколений в СССР и в начале ХХI столетия, наблюдалась технологическая тенденция ускоренного обеспечения кровом. Результатом данной жилищной политики стало урбанистическое развитие однотипных бетонных многоквартирных домов. Квартира становится необоснованно дорогим удовольствием, в процессе постепенного удорожания жилищно-коммунальных услуг, особенно неэффективного и затратного центрального отопления, описательных тарифов водоснабжения и других благ. Затруднительными оказываются и дворы с непродуманной парковой и детской площадкой. Одной из характерных особенностей рынка недвижимости «нулевых» годов остается развитие загородного жилья.

Технологические достижения позволяют постоянно дополнять товары и услуги для недорогого индивидуального жилищного строительства, экономичных автономных источников жизнеобеспечения и элементов повседневного комфорта. Экономической основой расширения загородного жилья послужила также кредитная политика банков. Зачем брать ипотеку за 36 квадратных метров старой однокомнатной квартиры, когда за эти же деньги можно приобрести дом большей площади и с превосходными удобствами для существования? Стоимость отопления квартиры в зимний месяц эквивалентна стоимости отопления дома за весь сезон. Характерной особенностью развития загородной недвижимости в регионах России послужило формирование коттеджных поселков. В Подмосковье организованное коттеджное строительство уже давно перестало быть трендом, т.к. ничего нового не наблюдается, кроме унылых коробок, которые тяжело продать. В Российском законодательстве нет понятия «коттеджный поселок», потому что нет реалии, по которому формируется закон. Слово «коттедж» не имеет четкого определения в нормах права, потому что является разновидностью индивидуального домостроения.

Коттеджная инновация, проявляющаяся в России с начала 1990-х гг. не имеет единых стандартов, а порой демонстрирует архитектурно-строительное невежество ее авторов. В итоге, на территории, объединенной в товарищество или дачное некоммерческое партнерство (ДНП) обнаруживаются именуемые жилыми строения, имеющие примитивные архитектурные решения в виде «скворечников», «гаражей», «коровников». Конечно, нельзя обсуждать подобную индивидуальность авторов строений, построивших их в такой форме по разным причинам: кто-то не имеет средств, но хочется получить загородный дачный закуток, а кто-то считает, что дом в виде «утюга» или «паровоза» является эталоном красоты домостроения. Вывод один: концепция классического европейского коттеджа имеет фрагментарный и дискретный факт сотворения, может быть русифицирован и изменен по потребностям хозяйства, что не позволяет законодательно оформиться коттеджу и коттеджному поселку как разновидности муниципального образования. В итоге, дорогие бетонно-панельные квартиры да садоводческие товарищества проявляют пережиток старины, а коттеджные инновации остаются номинальным подражанием.