В Екатеринбурге случился очередной Арт-взрыв. Можно, конечно, быть равнодушным (сегодняшнее время к этому располагает), а можно ещё видеть, слышать, то есть дышать. Во всяком случае, новая арт-выставка – 4-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства – состоялось как реальное явление. Основная территория – бывшие помещения и внутренний двор Свердловского приборостроительного завода по адресу: ул. Горького, 17.
После приобретения недорогих билетов (в том числе льготных для отдельных сословий граждан) вы начинаете двигаться по обтрепанным временем и людьми коридорам и комнатам трех этажей, заглядывая во все проемы. Звуки, раздающиеся из всюду установленных динамиков, умело действуют на подсознание каждого посетителя, создавая атмосферу таинственности, умственного анализа, критичности к окружающему нас миру. Основная тема – Новая грамотность – рассматривает новые формы взаимодействия физического, цифрового и биологического миров.
Проект задуман как инструмент визуального и экспериментального исследования. Тем не менее, тексты и чтение остаются основным средством передачи информации. 60 художников из 19 стран представили свои работы (картины, инсталляции, звуки современного мира). И, конечно, достигнута главная цель любого современного искусства – оно должно заставить задавать вопросы самому себе и обществу в целом.
Вот перед вами предметы, в которые можно войти и почувствовать себя в другом пространственном измерении. Вот мастерские с массой каких-то предметов, материалов и инструментов человеческой деятельности, расхлестанных по всему обозримому пространству. В одной из комнат расставлены включенные утюги, испарения от которых съедают слова конституции страны, исчезающие на ваших глазах и оставляя лишь белую стену.
Вот классная комната с партами, исчерканными учащимися. Скабрезные надписи и рисунки – то есть то, что таится в молодых головах этих самых учащихся, слушающих преподавательскую морализованную речь, автоматически рождающую протесты, которые тут же проявляются на искореженных партах – образовательном станке.
А вот тёмные пустые комнаты с облупленными стенами и световым проемом в виде дверного проема без двери в мистическое светлое будущее, за которым все повторяется вновь. А впереди на стене огромная картина с изображением первобытных людей, пользующихся современными предметами быта.
Внутренний двор завода также интересен своими ржавыми, свисающими со старых кирпичных стен коммуникациями, которые в ракурсе выставки смотрятся как самостоятельные инсталляции, созданные прошедшими эпохами. Часть этой «разрухи» раскрашена цветными красками, которые вдохнули в неё новую жизнь. Симпатично-оптимистичные надписи типа «Концепция этой работы вписывается в любую концепцию» или «Небо – моя интеллектуальная собственность» смотрят на вас откуда-то сбоку и сверху, и смеются вместе с вами над всем происходящим. А на выходе ждет уникальная сувенирная продукция в память о событии, в которое волею судьбы оказались вовлечены и вы.