Что мы представляем себе, когда слышим словосочетание «тяжелое кино»? Для одних это фильмы, содержащие сцены насилия, жутко-реалистичные истории о том, как трудно выживать среди жестокости современного мира; для других – картины, наполненные тоской и печалью, те, где с самого начала понимаешь, что хэппи-энда не будет; для кого-то – просто затянувшиеся истории чьей-то трудной, безрадостной жизни, сдобренные символикой и кинематографическими аллюзиями. Но есть нечто, что объединяет этот разномастный набор «тяжелого» - такое кино всегда наполнено психологизмом и натурализмом. Я выделяю две эти черты как основные, потому что, на мой взгляд, именно они оказывают особое влияние на зрителя. Психологизм на экране заставляет работать чувственную и эмоциональную сторону, и мы боимся, сомневаемся, плачем вместе с героем – сопереживаем, сочувствуем. Натурализм – физическую, физиологическую: глаза видят, что происходит на экране, и тело знает, что с ним может случиться то же самое, это заставляет отворачиваться от экрана, вызывает страх и отвращение. И, казалось бы, зачем вообще лишний раз бередить душу, расстраивать нервы, волноваться, переживать негативные эмоции – зачем смотреть это?

Этот вопрос часто заводит в тупик. Почему лично я скорее посоветую человеку посмотреть не молодежную комедию или трогательную мелодраму, а психологический триллер или историческую драму? Для себя я нашла ответы, и хочу поделиться этим.

В первую очередь «тяжелое» кино заставляет думать. Это может показаться банальным, может показаться в какой-то степени оскорбительным по отношению к другим, более легким жанрам. Я ни в коей мере не хочу как-то обидеть или принизить такие фильмы, просто они, как мне думается, имеют перед собой другую задачу. Комедии – заставляют смеяться, мелодрамы – мечтать, фэнтези возвращает в детство, все это светлые эмоции, которым зритель предается с радостью, готовностью, не задумываясь. Да и зачем удручать себя тяжелыми мыслями о смысле жизни, о неизбежной смерти, о человеческих трагедиях, когда ты отдыхаешь, получая заряд положительного настроения. «Тяжелое» кино, имея совершенно иную направленность, располагает к тому, чтобы думать об этих вещах, иногда даже вынуждает думать о них. Я считаю, что это действительно необходимо. Пребывая в сумасшедшем темпе современной жизни, человек с наибольшей полнотой вовлечен в свои будничные проблемы, насущные дела своего сегодня, планы своего завтра. Вечерами он подкармливает свое усталое сознание развлекательными телепередачами и фильмами. Места для мысли, мысли критической, оценочной, сочувствующей, направленной вовне, просто не остается. И начинает лениться душа, чего ей позволять, как мы знаем, нельзя. Я не хочу сказать, что такое кино необходимо для каждодневного просмотра, просто иногда нужен некий толчок, своего рода стресс, пробуждающий мысли и эмоции, с которыми мы, к счастью, не сталкиваемся ежедневно. Кинематограф дает человеку такую возможность – увидеть, прочувствовать пережить этот стресс с самыми небольшими временными затратами, и, что замечательно, не вставая с дивана.

«Тяжелое» кино не только дает толчок к размышлениям, но и помогает познавать. Познавать себя и мир. Себя – в скрытых страхах и желаниях, мир – в его непредсказуемости, дикости, жестокости. Наблюдая экстремальную ситуацию, в которой существуют герои на экране, человек задается вопросами: «А как бы я поступил на его месте? Сломался? Выдержал? Что бы выбрал?». Отвечая на эти вопросы, он находит нечто новое в себе. В фильмах с более развернутым сюжетом или исторических картинах зритель видит трагедии другого, всеобъемлющего масштаба. Вслед за режиссером он может пересмотреть историю, оценить события с другого ракурса.

Не любителям таких фильмов хотелось бы назвать несколько имен. Альфред Хичкок, Роман Полански, Девид Линч, Андрей Тарковский. Это талантливые, гениальные режиссеры, фильмы которых стали классикой психологического кино. И это не только психологические драмы, но и триллеры, детективы, биографические и приключенческие фильмы. Это тяжелые фильмы, заставляющие проникать в их ткань, быть предельно внимательным, переживать и вздрагивать, но это не вызывает отторжения, а скорее, наоборот, завораживает.

Есть авторы, которые еще не стали классикой, но тоже делают качественные, серьезные, неожиданные тяжелые картины. Даррен Аранофски, Ларс фон Триер, Гильермо Дель Торо, Терри Гилиам. Их фильмы сочетают в себе тяжелые, натуралистичные сцены, трагедии с сюрреализмом, сказочными мотивами. За счет этого тяжелое кино еще сильнее вовлекает зрителя в свой мир, заставляя бояться, переживать, бродить по лабиринтам своего сознания вместе с героями. Такие фильмы действительно, как говорится, берут за душу, и я считаю, что столь крупные явления в кинематографе нельзя игнорировать. Режиссеры, перечисленные мной преимущественно работали и работают в жанрах тяжелого кино, но его не оставляют без внимания и культовые режиссеры Голливуда. Для примера назову имя Стивена Спилберга, которого зритель знает по красочным приключенческим, фантастическим и комедийным фильмам. В его фильмографии, безусловно, есть и тяжелое кино. И я не побоюсь назвать его работы «Спасти рядового Райна» и «Список Шиндлера» одними из самых тяжелых картин о войне, среди тех, что я смотрела.

В заключение хочу отметить, что это мое субъективное мнение. Я не хочу никого переубеждать, заставлять залпом просматривать тяжелые фильмы, восхищаться ими. Единственное, в чем я убеждена – такие фильмы важны, они помогают взглянуть на жизнь шире, увидеть ее в иных преломлениях, чем мы привыкли видеть в своей повседневности. Это в конце концов не просто ложка дегтя, но стимул к тому, чтобы оценить себя, людей вокруг себя, понять значение того, что тебя окружает.  Понять, что в твоей жизни много хорошего и ценного, чему нужно радоваться, что нужно беречь.