В рыночной экономике существуют свои законы, которые создают основу данной науки. Многие даже непосвященные люди знают, например, о законе спроса и предложения. Но также существует еще один интересный закон, который связан с соотношением количества товара к его стоимости. В экономике он носит название эффект, или парадокс Гиффена. В соответствии с рыночной экономикой, чем выше цена на любой товар, тем меньшее количество покупателей действительно будут хотеть его приобрести. Но товары Гиффена являются исключением из этого правила.
Товар Гиффена
Это товар, который население при любых условиях будет покупать, даже если цена на него начнет сильно увеличиваться. Говоря языком экономики, от увеличения стоимости эффект замещения перевешивается эффектом дохода. Если доход людей стабильный, то потребление некоторой продукции показывает положительную кривую даже при значительных колебаниях цены.
Большинство товаров при увеличении на них стоимости, становятся менее востребованными. К примеру, если повышается цена на мясо, население попросту начинает покупать меньше данного продукта и заменяет его другими (грибы, рыба). Но товары Гиффена показывают совершенно другой результат. К примеру, если повышается стоимость картофеля, то население покупает такое же количества картофеля, но сокращает покупку другого товара. Иногда их также называют инфериорными товарами.
На какие товары обычно действует эффект Гиффена? Это всегда малоценная продукция, которая не занимает много места в бюджете страны. Также на нее отсутствует полноценный заменитель. То есть данный закон не работает для ценных товаров. В разных странах малоценные продукты без заменителей могут быть разными. Например, в России это табак, чай, соль и некоторые другие.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно сказать, что парадокс Гиффена заключается в том, что увеличение цены на некоторые виды продукции (обычно это товары первой необходимости) ее потребление не уменьшается, а иногда даже увеличивается. При этом наблюдается экономия населения на других вещах.
Похожие явления
Иногда положительный спрос при увеличении цены можно увидеть не только с описанной моделью, но и при массовой психологии. Можно привести такие примеры:
- Если в стране наблюдается нестабильная обстановка, и цена на какой-либо малоценный, но важный товар начинает подниматься (к примеру, гречка или спички), люди массово покупают данную продукцию, так как боятся, что она либо будет очень дорогой в будущем либо вообще исчезнет из магазинов.
- Иногда подобный спрос можно увидеть и на предметы роскоши. К примеру, в идеальных условиях, если на рынке появляются довольно дешевые духи, потребители должны начать их покупать с большой охотой. Но в реальной жизни, покупатели опасаются того, что им продают подделку, поэтому продолжают приобретать более дорогие товары. В этом случае можно говорить о парадоксе Веблена.
Реальные примеры
Гиффен обнаружил эту интересную закономерность и описал ее в отдельный закон, взяв во внимание ирландский голод, который имел место в 1845—1849 годах. В то время в Ирландии самым востребованным продуктом питания считался картофель. Из-за длительного неурожая, стоимость картошки сильно возросла. Но население продолжало ее покупать, даже увеличив количество покупок. Многие экономисты, несмотря на тот факт, что данный пример является историческим, ставят под сомнение парадокс. Они утверждают, что для закона необходимо найти еще несколько подобных примеров. Одним из противников является Джордж Стиглер.
Согласно исследованиям, в Китае товарами Гиффена являются макароны, чечевица и рис. Также существует неподтвержденное утверждение, что среди американцев этому закону подчиняется бензин. Если цены на него повышаются, население покупает больше бензина, но экономит на других видах услуг (автосервис, мойка). Это можно объяснить тем фактом, что в США большая степень автомобилизации.
Товар Веблена
Это явление было отмечено социологом из США Торстейном Вебленом, за что и получило свое название. Как уже было выделено выше, некоторые престижные и дорогостоящие товары могут иногда вести себя как малобюджетные. В экономике подобный закон иногда называют эффектом показного потребления.
В эту категорию можно отнести продукцию, которая тем или иным способом может произвести особое впечатление на других людей. Это могут быть ювелирные изделия, духи, а также другие вещи, которые могут подчеркнуть особое богатство своего владельца.
Поэтому экономисты выделяют два вида ценника:
- Реальный — тот, что покупатель действительно оплатил.
- Престижный — тот, что покупатель оплатил по мнению окружающих.
Такие предметы роскоши отличаются тем, что, чем выше на них цена, тем охотнее люди будут их покупать. Но здесь причина кроется совершенно в другом. Ведь эти вещи не являются необходимыми.
Критика и замечания
Англичанин Роберт Гиффен являлся больше экономистом, статистиком и журналистом, а не теоретиком. Он получил свое возвышение благодаря Маршаллу. Он в 1895 году связал имя экономиста с известным на сегодняшний день парадоксом. Сегодня из-за сложных экономических реалий и появлению все большего количество роскошных предметов, которые покупают люди (к примеру, смартфоны Apple), несмотря на их цену, среди экономистов появляется негативное отношение к его закону. Обычно, данный парадокс работает лишь в случае нестабильного дохода, кризиса в стране, резких изменений в конституции.
Видео
В этом видео подробно рассматривается парадокс Гиффена.