Успешность не заложена в нас генетически. К успеху, который по сути является синонимом самоактуализации, нужно прийти, и путь к успеху не так прост, поэтому не каждому под силу. Насколько прочной и сильной будет установка на успех у ребенка, которая перейдет и в его взрослую жизнь, зависит от тех приемов и тактик, которые родители используют в воспитании.
Рассмотрим, какие из приемов являются деструктивными, формирующими комплекс неудачника и неуверенность в себе.
- Отсутствие в ежедневной практике разумного риска. Желание родителей, в особенности матерей, оградить своего чадо от всякого рода неприятностей логично и понятно. Жизнь и здоровье ребенка - основная тревога женщины с того момента, как она становится матерью. Однако и у этой медали есть обратная сторона: ребенок лишен опыта борьбы с неудачами, неспособен объективно оценить и спрогнозировать ситуацию. А эти качества очень важны для личной эффективности.
- Оказание помощи, без которой ребенок может обходиться. Родители спешат на помощь мгновенно, до того, как ребенок даже попросил. Таким образом малыш не научается пробовать различные способы и проявлять инициативу. Кроме того, он становится зависимым от помощи окружающих и занимает пассивную позицию.
- Неумение хвалить. Родительская похвала далеко не всегда адекватна, порою чрезмерна. Восхищаясь своим ребенком по поводу и без него, матери и отцы забывают, что на основании оценок окружающих у ребенка формируется самооценка. Поэтому очень важно оставаться объективными по отношению к поступкам и результатам деятельности ребенка.
- Фиксация на чувстве вины. Слишком явное акцентирование внимания на неудачах также негативно влияет на формирование жизненного сценария. Желание избавиться от чувства вины будет превалировать над нацеленностью на успех. Такое целеполагание изначально провально.
- Осознание ошибок и умение прощать. Не стоит забывать, что ребенок перенимает образцы поведения у взрослых. И важно своим примером доказывать, как важно прощать, признавать свои ошибки, для того, чтобы расширять опыт и двигаться вперед.
- Стремление ускорить развитие. Вне сомнений, желание всесторонне и быстро развить ребенка имеет под собой благие намерения. Но подобная стратегия нередко вызывает излишнюю нагрузку и напряжение на нервную систему, вследствие чего познание ассоциируется с негативными эмоциями и у ребенка снижается познавательный интерес.
- Отсутствие последовательности и двойные стандарты в воспитании. Ставя под сомнение логичность и непоколебимость правил, родители тем самым подрывают доверие к окружающему миру. К тому же, подобная безответственность и отсутствие ориентиров отразятся в дальнейшем на системе ценностей и моральных качествах ребенка.