Экспериментальное исследование двигательной активности детей с церебральным параличом выявило ряд затруднений, возникающих в процессе трудовой деятельности, характерных для всех учащихся и специфических для каждой формы заболевания.

Для всех анализируемых групп учащихся характерна недостаточная сформированность функции захвата предметов и инструментов, большинству из них свойственны неправильные способы взятия и удержания предметов.

Выяснилось также, что выполнение операций, связанных с координированными действиями обеих рук, сложно для учащихся со всеми формами церебрального паралича.

Для большинства из них захват предметов становится возможным лишь после предварительной произвольной подготовки. Особые затруднения мы наблюдали у учащихся в ходе выполнения такой трудовой операции, как резание ножницами, поскольку в основе ее формирования лежит процесс взаимодействия обеих рук, сведение и разведение пальцев и осуществление координации руки и глаза.

В процессе анализа экспериментального материала в особую группу выделялись учащиеся с гиперкинетической формой церебрального паралича, поскольку у большинства из них обнаружились наиболее существенные затруднения, связанные с овладением навыков вырезания.

Учитывая важность изучения процесса формирования указанного навыка, мы сочли необходимым построить свое исследование по типу обучающего эксперимента, который включал в себя три задания.

Первым заданием индивидуального эксперимента было вырезание из бумаги контура корабля. Выполнение задания сопровождалось устной инструкцией, которая показывала необходимые действия и движения.

Учащимся указывалось на правильное положение ножниц в процессе вырезания: первый палец должен быть в верхнем кольце, третий — в нижнем, второй — возле нижнего кольца, лезвия ножниц располагаются перпендикулярно листу бумаги.

Экспериментатор показывал, каким образом необходимо удерживать бумагу, какие осуществлять движения кисти и пальцев рабочей руки, приводились приемы вырезания.

После этого учащиеся приступали к работе. Во время выполнения задания коррекция не осуществлялась. Следующим этаном работы было обучение учащихся навыкам вырезания ножницами путем выполнения ряда подготовительных упражнений.

Для этого предлагалось пять видов фигур: квадрат, треугольник, «лесенка», «яйцо», очерченных двумя контурами, расстояние между ними было от 1 до 1,5 мл.

Обучение проходило индивидуально с каждым ребенком после предварительной инструкции с поэтапным показом действий и движений, необходимых для вырезания той или иной фигуры.