Многие из автомобилистов сталкивались с проблемой, связанной с недостаточной теплоотдачей отопителя салона. Первопричиной тому служит воздушная пробка, образовавшаяся в системе охлаждения двигателя.

Перед принятием каких-либо шагов к устранению проблемы, следует ознакомиться с устройством и работой системы охлаждения двигателя. Конструктивно она одинакова для любого автомобиля.

Как можно выгнать воздух

Система охлаждения

В ее состав входят:

  1. радиатор охлаждения;
  2. радиатор отопителя салона;
  3. расширительный бачок;
  4. охлаждающая жидкость: тосол; антифриз;
  5. помпа;
  6. соединительные шланги;
  7. жидкостная рубашка двигателя;
  8. термостат;
  9. вентилятор принудительного охлаждения.

Появление дефекта в одном из элементов приводит к закупорке трубопровода.

Система охлаждения

Принцип работы

Познакомившись с устройством, необходимо знать принципы правильной работы. Для начала нужно уточнить, что охлаждающая жидкость протекает по малому и большому кругу.

Заведенный двигатель, пока не нагрелся до рабочей температуры, прогоняет жидкость по малому кругу. Термостат, настроенный на заводе под определенную температуру, обычно после 76-84°С, переправляет охлаждающую жидкость на большой круг, где она попадает в радиатор отопителя салона автомобиля.

Если же в системе есть пробка из воздуха, печка в салоне работает с низкой эффективностью. Давление жидкости, создаваемое помпой, не способно убрать, вытолкнув из шлангов, попавший в них воздух.

Удаление воздуха из системы охлаждения

Перед началом работ необходимо найти причину попадания воздуха в закрытую систему. Если ее не устранить, проблемы воздушной пробки будут возникать с постоянной регулярностью.

Диагностирование

Диагностирование начинается с внешнего осмотра. Визуально можно увидеть подтеки из-под шлангов через уплотнительные хомуты или через трещины растрескавшихся резиновых элементов.

Если на глаз ничего не видно, можно взять ультрафиолетовую лампу. В ее свете видны все застарелые и покрывшиеся пылью и грязью подтеки.

Причиной низкой эффективности работы печки салона может быть неисправность термостата. В этом случае, без его замены никакие манипуляции не помогут.

Возможные причины возникновения пробок

Из множества возможных причин стоит выделить следующие:

  • подсос воздуха через резиновые элементы;
  • пробой радиатора (одного из двух);
  • пробой уплотнительной прокладки на помпе;
  • неисправность крыльчатки помпы;
  • пробой прокладки между головкой и блоком цилиндров;
  • засор;
  • поломка термостата.

Причины засора

Как убрать воздух из системы

Имеется несколько способов, как выгнать воздух из системы охлаждения и  избавиться от воздушной пробки. Те, кто столкнулся с данной проблемой впервые, задают множество вопросов. Но все довольно просто, если разобраться.

Работа займет максимум четверть часа, но за ее выполнение в сервисах и автосалонах берут сумму денег сопоставимую с покупкой новой детали.

Чтобы не пострадать от высокой температуры охлаждающей жидкости, приготовьте для проведения работ две пары перчаток. Одну хлопчатобумажных, вторую – прорезиненных. Перед началом стоит выдержать 10-ти минутную паузу, чтобы агрегаты машины немного остыли.

Первый способ удалить воздушную пробку

Прогретая машина устанавливается на ровной поверхности (в гараже или на улице). Отверткой или ключом ослабляется хомут на патрубке. Хомут сдвигается, и патрубок отсоединяется от системы.

С характерным звуком из патрубка будет выходить воздух с небольшим количеством антифриза или тосола. Когда охлаждающая жидкость пойдет через все сечение патрубка ровно и без воздуха, его требуется поставить на место.

После установки хомутом загерметизировать стык. Затем залить в расширительный бачок антифриз до максимального уровня. После проведенных работ необходимо проверить работу отопителя салона.

Второй способ 

Если у вас автомобиль оборудован двигателем 1,6 литра, то следует учесть, что воздушная пробка на них образуется в месте максимального прохождения жидкости. Это дроссельный узел. Чтобы подобраться к нему, потребуется снять пластмассовую, декоративную крышку, закрывающую двигатель.

Найдя тонкий резиновый шланг, подводящий охлаждающую жидкость к дросселю, ослабляется хомут, и шланг сдергивается со штуцера. С обратной стороны (со стороны расширительного бачка) продуваем систему, пока со шланга не потечет тосол. После чего шланг устанавливается на место и закрепляется.

Крышка двигателя устанавливается на место, заливается охлаждающая жидкость и проверяется работа отопителя салона.

Третий способ удалить пробку

Самым простым вариантом будет установка автомобиля на уклон в 45°. Поставив машину на ручной тормоз, нужно в течение пары минут педалью акселератора удерживать обороты двигателя в пределах 2500. Предварительно стоит открыть заливной бак для охлаждения.

После нагрева антифриза термостат открывает большой круг. Рукой нужно несколько раз сжать и разжать отходящий патрубок, помогая тем самым воздуху подняться вверх в расширительный бачок.

Четвертый способ

Как вариант вышеописанного способа, передок автомобиля можно поднять на домкрате, на 0,4 м и проделать те же манипуляции. Если простые способы не решили проблему, то стоит переходить к радикальным мерам, описанных в первых двух способах.

Система охлаждения двигателя

Профилактика образования воздушных пробок

Регулярные осмотры подкапотного пространства с выявлением дефектов или подтеков в системе охлаждения двигателя, помогут вовремя выявить неисправность и предупредить образование пробки от попавшего воздуха.

Некачественный антифриз или тосол вызывает повреждение радиатора, прочих элементов или засор. Для его предотвращения некоторые автолюбители встраивают фильтр для охлаждающей жидкости. Но при его эксплуатации потребуется регулярная замена через каждые 5 тысяч км. Так что не стоит экономить на качестве и приобретать самый дешевый антифриз.

Если же образовался засор, то для его удаления можно приобрести промывочную жидкость, коих на прилавках магазинов множество.

Заезжать в гараж, чтобы проверить состояние снизу и под капотом следует регулярно. Можно выделить час времени раз в месяц. Этого вполне достаточно.

Замена тосола предусматривается производителями через 5 тысяч км.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как можно выгнать воздушную пробку из системы охлаждения.