Небольшой украинский райцентр Бердянск на берегу Азовского моря в последнее время стал центром притяжения отдыхающих из разных уголков страны и мира. Люди готовы проводить в Бердянске свой отпуск даже несмотря на ужасное состояние дорог, частые отключения воды и света, довольно высокие цены на проживание в гостиницах и низкое качество обслуживания. Причиной этому служат длинная береговая полоса, протяженность которой составляет несколько десятков километров, песчаные пляжи и теплое море, купаться в котором можно уже с конца мая.
Неудивительно, что вслед за отдыхающими в Бердянск потянулись и предприимчивые люди, небезосновательно планирующие заработать, приобщившись к курортному бизнесу. Самое простое, чем они могут заняться - это торговать на пляжах продуктами питания. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» этой модели, принявшие ее на вооружение местные жители за несколько сезонов зарабатывают на подержанный автомобиль.
Достаточно, например, покупать на оптово-овощном рынке кукурузу, в среднем по три гривны за кочан, варить ее и выносить на берег, предлагая курортникам по 10 гривен за штуку. При большом наплыве народа полное ведро кочанов расходится примерно за час, поэтому опытные торговцы носят по пляжу сразу по два ведра. В разгар лета им удается распродать эту партию кукурузы до обеда, съездить домой за следующей и сбыть ее отдыхающим уже примерно к пяти часам вечера.
Еще более выгодным для пляжного бизнеса товаром являются вареные креветки. Они считаются настоящим деликатесом, и приехавшие издалека отпускники без лишних колебаний выкладывают за стакан этого лакомства по 20 гривен. Учитывая, что приобрести свежепойманных креветок у рыбаков можно по сходной цене, рентабельность такой торговли можно оценить примерно в двести процентов. К тому же носить вареных креветок по пляжу гораздо проще: они не требуют столь объемной тары, как кукуруза, и практически ничего не весят. В среднем за день уходит не менее 25 стаканов, особенно хорошо креветок берут к пиву. Несравнимо меньшую прибыль приносят другие дары моря - соленые бычки. Правда, торговцы предлагают их взять примерно в два раза дороже, чем на рынке.
Предприимчивые домохозяйки предпочитают торговать на пляжах пахлавой, чак-чаком, пирожными и булочками собственного приготовления. Это намного хлопотней, поскольку работа на кухне займет не меньше, чем полдня, однако ожидаемая выгода того стоит. Даже при полном отсутствии желания возиться с тестом и фруктовой начинкой, можно неплохо заработать на любви курортников к сладостям, предлагая им так называемые «тортики». Они представляют собой не что иное, как куски вафельного коржа, пропитанного вареным сгущенным молоком и посыпанного какао-порошком. Купить этот полуфабрикат можно в хлебном отделе любого супермаркета. В среднем торговля «тортиками» приносит 200% прибыли, и расходятся они довольно быстро, особенно по выходным, когда на пляже загорает много детей. В удачный день одному трудолюбивому торговцу удается продать до пяти коржей, разделенных на восемь «тортиков». Даже если какая-то часть этих пирожных не разойдется, то они, в отличие от креветок и кукурузы, не пропадут: достаточно положить их в холодильник, и следующим утром можно снова выносить «тортики» на берег.
Те отдыхающие, которые опасаются или брезгуют покупать у пляжных торговцев скоропортящиеся морепродукты и пирожные, как ни странно, готовы брать у них фрукты и ягоды. Поэтому полный поднос персиков, винограда, стаканов с малиной и клубникой обычно пустеет уже за полтора часа после начала торговли. Особо изобретательные девушки умудряются продавать даже самодельные фруктовые коктейли, которые разливают в фигурные пластиковые стаканы и украшают лимонными дольками. После сильного охлаждения такие коктейли можно носить по берегу около двух часов, но реально партия из двадцати стаканов в хороший день расходится за полчаса. Рентабельность при этом зависит от стоимости сырья, технологий отжимки сока и количества ингредиентов.
Более простым вариантом является торговля домашним вином. Его цена на бердянском пляже примерно в два раза выше, чем в частном секторе. Пожалуй, это самая простая бизнес-схема для торговли на берегу, хотя и не самая выгодная. Она избавляет от необходимости тратить драгоценное летнее время у плиты и позволяет проводить на пляже практически весь день.
Порой бердянским курортникам предлагают также нанизанных на деревянный стержень копченых мидий, изделия из ракушек, камышовые циновки, помидоры, и даже мороженое из сумки-холодильника. Как правило, если все это не удается продать на плотно заполненных отдыхающими пригородных пляжах, то товар находит своего покупателя на длинной косе, являющейся их продолжением. Там традиционно собираются состоятельные люди, для которых цена практически не имеет значения, но при этом у них немалый интерес вызывают местный быт, экзотика, колорит и нравы. Поэтому отдыхающие на косе, нередко вступают в диалог с пляжными торговцами, и те, хорошо зная, что им нужно немного развлечь скучающих богачей, подолгу рассказывают им о местных достопримечательностях, самых лучших пляжах, базах отдыха, ценах на рынках и в магазинах, и даже видах на урожай. В итоге ,фигурки из ракушек и камышовые подстилки распродаются уже на ближней косе, и довольный торговец отправляется за новой партией товара.