В финансовый кризис для каждого основной задачей становится поиск ресурсов для достижения одной или нескольких целей организации. Если для предприятий, занимающихся производством какой-либо продукции, ещё есть возможности поиска материальных ресурсов, то тем организациям, которые ничего не производят, приходится туго. Речь идёт, прежде всего, о некоммерческих организациях.
Основным способом найти ресурсы для них является фандрайзинг (по-английски «fundraising»). В качестве ресурсов рассматриваются не только денежные средства, но и любые другие предметы, помогающие поддерживать существование.
Фандрайзинг может быть отдельным направлением деятельности компании, которым может заниматься отдельный человек, но проект по поиску ресурсов может носить и разовый характер.
Среди задач фандрайзинга можно выделить:
- непосредственно поиск средств, в том числе денежных;
- рассказ о себе, своей работе, что в долгосрочном периоде имеет ту же задачу;
- привлечение ресурсов;
- поиск новых партнёров.
Теперь стоит подробно остановиться на видах/методах фандрайзинга.
Большой и перспективный пласт для некоммерческих организаций – это гранты. Их становится всё больше, в сети можно найти тематические сайты, посвящённые грантам. Проще говоря, грант – это денежные средства, безвозмездно передаваемые грантополучателю, денежные средства передаются в полном объёме, либо частично для развития всего проекта в целом или какого-то одного направления.
Конкуренция очень велика, чтобы составить заявку правильно проводятся семинары, тренинги, вебинары. Грантовая деятельность подразумевает как юридическую, так и финансовую отчётность за расходование денежных средств.
Далее следует упомянуть о пожертвованиях, они могут носить как целевой характер (что-то определённое), так и без привязки к чему-либо. Пожертвование означает дарение, то есть безвозмездное передача, например денег.
Но часто за пожертвование компания может как-то вознаградить жертвователя, тем самым стимулируя его на дальнейшие пожертвования. Пожертвования требуют строгой отчётности, поэтому без помощи бухгалтера не обойтись.
Можно выделить ещё такое направление, как спонсорство, когда компания старается привлечь внимание спонсоров путём написания писем, ведения переговоров. Многие промышленные гиганты шефствуют над некоммерческими организациями, оказывая целевую помощь. Благотворительная деятельность – неотъемлемая часть их функционирования.
Отдельным пунктом стоит краудфандинг, буквально обозначающее «поиск средств у толпы», когда на специальных интернет-платформах размещаются заявки организаций.
Здесь есть свои особенности, касающиеся сроков, размера средств: далеко не всем удаётся собрать необходимую сумму за короткий срок. Необходимо хорошо и доступно презентовать свой проект, так, чтобы у людей, возникло желание пожертвовать хотя бы копеечку.
Ещё хороший способ поиска ресурсов – соцсети. Главное – не быть назойливым, потому что там слишком много лишней информации, на которую никто не обращает внимание.
Информация о поиске средств должна быть изложена ёмко и понятно.
Печатная продукция (буклеты, листовки, календари) – эффективный метод франдайзинга при условии правильно выбранного места и аудитории. В обратном случае вся бумажная продукция будет выброшена в урну.
Для сбора средств можно провести специальную акцию, либо концерт, и на них собрать денежные средства. На таких мероприятиях можно рассказать о своей деятельности, тем самым попытаться привлечь заинтересованных людей.
Чтобы фандрайзинг был успешным, нужно соблюдать несколько правил:
- не быть навязчивым, рассказывая о себе и своих нуждах;
- давать максимум информации, быть готовым ответить на вопросы;
- осуществлять работу обратной связи;
- вовремя предоставлять отчётность.