Психологическая драма от российского производителя – не очень популярное в наше время кино. И так уставший от серости собственных будней зритель ищет отдыха и зрелищ в незатейливых комедиях, красивых мелодрамах и фантастических боевиках. Что ж, отечественный кинематограф с готовностью радует своего зрителя сценами эффектно разрушающейся Москвы, фантастической любви с ангелами и абсурдного противостояния Наполеона и Ржевского. Но молодой режиссер Василий Сигарев, известный дебютной картиной 2009 года «Волчок», вновь не дает своему зрителю отвлечься от прозы жизни, а, напротив, заставляет с головой погрузиться в ее суровую реальность. «Жить» -- кино не для развлечения и отдыха, но посмотреть его стоит (не буду говорить, что стоит всем и каждому, но об этом чуть позже).

В основе сюжета лежат три линии, три истории о людях, потерявших своих близких и пытающихся справиться с этой потерей: мальчик, оставшийся без отца, девушка, потерявшая любимого, женщина, которая не дождалась своих дочерей. Главное, что объединяет этих героев – нежелание, неспособность свыкнуться со своей потерей. Их сознание отказывается верить в трагическую смерть, выдумывая иную реальность, в которой близкие люди вновь возвращаются. К созданию такого иллюзорного мира каждый герой приходит своим путем, закрывая глаза от фактов, указывающих на уже состоявшуюся смерть, не отрезвляют ни доводы врачей, ни увещания родственников, ни даже похороны. Но как долго можно отрицать то, что уже произошло? Как встать на ноги после опустошающей потери? Как смириться с тем, что неизбежно случается со всеми? Как жить, когда ты понял, что любимых никогда не вернуть? Да и стоит ли вообще смиряться с такой судьбой и жить? Автор фильма отвечает на эти вопросы самим названием картины, но что выберет для себя каждый из героев? Жить или уйти вслед за теми, кого забрала смерть?

Автор мастерски воплощает на экране эту довольно сложную задачу – показать сосуществование обыденной реальности и реальности, существующей в воспаленном тяжелой утратой сознании героя. При этом он не вводит в сюжет нарочито фантастичные элементы, оба мира выполнены в гиперреалистичном стиле. Это приводит к тому, что зритель вместе с героем порой не может с первых кадров понять, в каком из миров сейчас происходит действие. Такое режиссерское решение заставляет надеяться вместе с героем, сопереживать еще сильнее – и без того тяжелый психологический фильм еще более «утяжеляется». Прочувствовать картину и саму драму героев во всей полноте помогает характерная обстановка, этакий колорит российской глубинки. Герои живут, страдают, любят в той обстановке, что и каждый среднестатистический житель страны: те же разбитые дороги, грязные электрички, приевшиеся шторы в маршрутках, обшарпанные церкви, захламленные квартиры. Показав вначале обычный ход жизни своих персонажей, режиссер по ходу фильма начинает давать зрителю некие подсказки с помощью разных тревожных символов: погасшая при венчании свеча, выбегающая на дорогу лошадь – да и сам дух сомнения, который преследует героев. Состояние тревоги приходит с самого начала просмотра, и это вовсе неспроста, ведь от одного решения, действия действительно может измениться целая жизнь.

Василий Сигарев создал действительно сильный, атмосферный, тяжелый фильм, но вернемся к вопросу о том, все ли смогут понять и принять его. Картина не получила ограничения по возрастной категории, несмотря на наличие жестоких сцен и вообще своей пресыщенности тяжелыми для восприятия, надрывными моментами. И будет неудивительно, если при просмотре возникнет желание отвернуться или выключить фильм совсем – кино не для слабонервных. Глубоко чувствительным людям фильм покажется чрезмерно переполненным отчаянием, а тем, кто привык к зашкаливающей жестокости  и так называемой расчлененке, картина, напротив, может показаться несколько затянутой. Мне лично думается, что такая реакция на это кино – дань неприкрытому реализму и стремлению режиссера выложить все без прикрас: не меньше и не больше, чем есть на самом деле. Поэтому за просмотр фильма «Жить» нужно приниматься в некотором смысле подготовленным, настроенным на действительно тяжелое и, к несчастью, правдоподобное кино. Посмотреть этот фильм нужно – даже если особо искушенного зрителя не пробьет на слезу и не заставит содрогнуться происходящее на экране, он точно оценит прекрасную работу съемочной группы.  Оператор Алишер Хамидходжаев словно расставляет на режиссерском полотне свои акценты, именно благодаря этому так богат тот колорит, о котором было сказано выше. Камера то притягивает взгляд к мелким деталям (хлопающие двери, комья грязи, измученные лица), то отводит зрителя в сторону, давая возможность увидеть грязное ноябрьское село со стороны. Порадовало и музыкальное оформление фильма. Павлу Додонову (с творчеством которого, кстати, многие уже знакомы по гитарным партиям группы «Дельфин») удалось создать музыку, неразрывно связанную с действием как внешним, так и внутренним. Она не отвлекает и не добавляет еще больше надрывного напряжения,  а лишь дополняет, добавляет в общую атмосферу мелодические и ритмические краски. Все это, в совокупности с живой и искренней игрой актеров делает картину цельной, одним большим переживанием и призывом: что бы ни происходило вокруг, кто бы ни покинул тебя, ты рожден, чтобы ЖИТЬ.