Со дня сотворения кинематографа столько фильмов и жанров предстало перед человечеством, что очень трудно чем-нибудь удивить. Как киноманов, так и профессиональных зрителей. Поэтому когда пишут, что этот фильм взорвал мозг у критиков, – то в это не очень верится. Сцены насилия, маньяки, оборотни в погонах – уж сколько раз являлись миру… Причислить художественный фильм Убийца внутри меня к жанру классического нуара, тоже рука не поднимается. Почему? Во-первых, этот жанр если и предусматривает разоблачение героя, то есть антигероя, действующего в атмосфере коррупции, предательства и цинизма (или самого создающего эту атмосферу), должен погибнуть один и совершенно случайно или выйти из ситуации «сухим».
И тем самым усилить ощущения безнадежности и отчаяния. В третьих, как видно из ретроспективных кадров, наш «герой» явно человек больной, то есть ему нужен не психолог, а психиатр. А ужас и абсурдность черного фильма подчеркивается именно нормальностью действующих лиц. Причины зла могут быть социального, экзистенционального, но никак не психиатрического характера. В четвертых, в нуаре очень сильны женоненавистнические нотки.
Но они выражаются не в том, чтобы делать женщину объектом агрессии. Женщина сама должна быть носителем зла, она лжива и цинична, именно она предает героя, соблазняя и используя его, и, в конце концов, попадает в тюрьму или гибнет. Действительно, любое художественное течение связано со временем, которое его породило. А термины неонуар или постнуар могут означать только одно: элементы и приемы классического жанра живы и постоянно используются в современном кино, но духа нуара уже нет. И очень, конечно, жаль, что не состоялись съемки фильма по сценарию, написанному самим Джимом Томпсоном в те далекие 60-е годы, и где главные роли должны были играть культовые актеры М. Монро и М. Брандо. Этот фильм мог быть «последним из Могикан», этаким прощанием с чистым жанром и историческим контекстом.Ценность сегодняшней экранизации заключена, по-моему, в том, что этот фильмом можно иллюстрировать как пособие по психологии. Художественный фильм «Убийца внутри меня» скорее связан с психологией человека вообще, нежели с какими-то внешними обстоятельствами его жизни.
В названии заложен и жанр, и смысл. Перед нами внутренняя биография человека, вернее только одна ее часть, где царит агрессия и зло. Повествование о сокрытом, о скрываемом, не только от других, но подчас и от самого себя. Фильм как внутренний монолог каждого. Агрессия живет внутри нас. Весь вопрос в том, как с ней справляться.Как раз на эту тему есть книга австрийского психолога К. Лоренца «Так называемое зло». Это попытка понять природу агрессии и дать ей оценку. Человек – не хищник по природе своей, но в этом- то и состоит его беда.
Потому что, если бы нашими предками были сильные, смелые звери, то насилие не играло бы в общественной истории и в частной жизни такой большой роли. Торможение агрессии напрямую зависит от той мощи, которой наделяет природа все живое. Чем слабее, тем агрессивнее. Как раз про человека. Про мужчину. Про главного героя фильма – Лу Форда (известно, что только слабый мужчина может бить женщину, а уж делать из нее отбивную способен только окончательный трус).
Но при такой природной слабости человечеству грозило бы вымирание, так как проявление агрессии это всегда стычки, война, смерть. Но если человечество до сих пор живо, значит, оно что-то придумало. По словам психолога, это некие ограничители. К ним он относит и культурную саморегуляцию, и мораль, и право. Мало того, он считает, что агрессия является необходимым условием жизнеспособности человеческого общества. Нравственные, творческие качества человека появляются в результате необходимости перенаправлять энергию агрессии и зла в позитивное русло. Дружба, любовь чувство сострадания и чувство красоты – все это сублимированные формы агрессии. Поэтому можно считать и роман Джима Томпсона, и фильм Майкла Уинтерботтома, и актерские перевоплощения результатом творчески перемолотой агрессии их создателей.
А главного героя как носителя зла alter ego любого из нас в условиях невозможности или неумения творчески относиться к жизни.