В разгар финансового хаоса новое явление — трансьюмеризм — может стать панацеей для тех, кто при любых потрясениях не откажет себе в дизайнерской сумке. Мы исследовали загадочный феномен и его «спасительный» эффект. Общество консюмеризма трещит по швам. Привычные акценты смещаются, накопление, и обладание вещами для многих становятся проблематичными. Если всего лишь полгода назад нам удавалось хитроумно выкроить из личного бюджета сумму на пятое коктейльное платье за месяц, то сегодня мы вынуждены сесть на шопинг-диету. Пока весь мир гадает о том, сколько продлится экономический кризис, западные трендсеттеры уже сформировали новую культуру потребления. Давайте знакомиться: в наши двери стучится тренд с замысловатым именем «трансьюмеризм» (от англ. transient consumerism — временное потребление).
Содержание:
Охотники за трендами
Лидирующая в мире компания по исследованию трендов www.trendwatch.ing. com (среди ее клиентов — Chanel, Victoria's Secret, Sony, Virgin, eBay) назвала трансьюмеризм трендом года. И, как истинный авторитет, не ошиблась. Авторство термина принадлежит компании Fitch, которая еще в 2003 году ввела его в обиход. С тех пор трансьюмерами называют покупателей, для которых ощущения и впечатления от товаров или услуг намного важнее, чем просто обладание ими. «Мы за ценой не постоим» — это не о них. Трансьюмеры — словно путешественники среди моря брендов, вооруженные «внутренним» компасом и дрейфующие от одного тренда к другому. Охотники за трендами из trendwatching называют трансьюмерами покупателей, движимых желанием владеть чем-то новым; Они тяготеют к развлечениям, открытиям, борьбе со скукой. Внешне создается впечатление, будто они живут «непостоянной» жизнью и стараются освободиться от забот, связанных с обладанием чем-либо. Они желают «иметь здесь и сейчас», пусть даже на короткий промежуток времени. Главное — накопить как можно больше таких промежутков. Трансьюмеров привлекает отсутствие личной собственности, привязанности и формальности. Ими руководит импульс получать бесконечный новый опыт.
Ничего лишнего
В чем преимущества трансьюмеризма и что можно позаимствовать у этих потребителей-изобретателей? Во-первых, трансьюмеры беззаботны. Судите сами — чем большим количеством вещей вы владеете, тем больше у вас причин беспокоиться о них. Приходится следить за их исправностью, fashion-индексом (насколько они актуальны) и сохранностью. Это создает ненужный эмоциональный балласт, от которого трендсеттеры сознательно и с легкостью отказались. Во-вторых, преимущество стиля жизни «напрокат» в том, что вы всегда можете позволить себе соприкасаться только с самым последним и самым лучшим. В-третьих, это прекрасный способ не подчинять свою жизнь работе, а работать, чтобы жить. Даже при весьма «диетических» доходах аренда вещей может доставлять вам новые впечатления не меньшей интенсивности, по сравнению с теми, которые испытывает самый злостный шопоголик-миллионер в процессе покупки. Только здесь есть еще и неоспоримый плюс — очевидная экономия. Особенно это актуально для тех, кому небезразличен социальный статус. Так называемое раздельное владение luxury-товарами многим помогает удерживаться на шатких ступенях социальной лестницы. И если мировые звезды не считают зазорным арендовать бриллианты для красной ковровой дорожки, то почему мы не можем с чистой совестью зафрахтовать на недельку яхту для отпуска с семьей? «Возникновение трансьюмеризма вполне закономерно, — считает практический психолог. — Любопытно, что еще в прошлом веке Эрих Фромм выдвинул теорию о двух стратегиях жизни человека. «Иметь» — значит, обладать, реализовывать себя за счет количества вещей, их высокой стоимости, новизны и степени популярности. «Быть» — значит, жить активно, творчески развиваться, стремиться к независимости и свободе личности. Первый принцип характеризуется фразой: «Я — то, что я имею», а второй — «Я — то, что я есть». В нормальном режиме человеку комфортно строить свою жизнь где-то посередине этих двух крайностей». Что, похоже, и пытаются применить на практике трансьюмеристы.
У меня нет Prada, ну и не надо
Трансьюмеры — выдающиеся fashionistas. Мода занимает львиную долю их интересов, которые сосредоточены в таких потребительских оазисах, как Zara, Н&М и Topshop. Кажется, эти магазины и трансьюмеры полюбили друг друга с первого взгляда. Неудивительно, ведь их объединяет непостоянство: моды — с одной стороны, и желаний самих трансьюмеров — с другой. Основная черта, отличающая приверженцев нового тренда от классических потребителей, — это принцип жизни не в кредит, а на условиях аренды. К примеру, в США рынок «потребления товаров, разделенных во времени», на момент написания материала уже перевалил за отметку в 10 миллиардов долларов!
Сегодня для трансьюмеров-модников весьма актуальны компании «fashion-проката». Такие фирмы, как правило, имеют информативный сайт, где в максимально удобном режиме клиент имеет возможность ознакомиться с товарами. Осуществив абонентскую плату, вы получаете доступ к огромному ассортименту брендов. Для подобных служб репутация очень важна, поэтому к каждой вещи прилагается сертификат аутентичности. При этом они допускают, что клиент может «влюбиться» в изделие и возжелать его на веки вечные. Поэтому и дают возможность купить вещь, запавшую в душу.
Западный Интернет пестрит сайтами проката сумок. Компания Fashionhire всего за 10 фунтов в месяц готова открыть доступ к свежим моделям от Tod's, Dior, Prada и других мегабрендов. Правда, за доставку придется платить отдельно. В США подобный сервис обеспечат за 16 долларов. «Лучших друзей девушек» напрокат для важного торжества можно позаимствовать у Adornbrides. Аренда изделий из бриллиантов, стоимость которых начинается от 3 тысяч долларов, обойдется всего в 100-200 долларов на вечер. В качестве приятного бонуса специалисты компании еще и консультируют — помогают подобрать украшения к вашему наряду. Дважды появляться в одном и том же наряде для джетсеттера — моветон. В итоге приходят на выручку «прокатные» сайты дизайнерской одежды, такие как новозеландская компания The Secret Wardrobe, которая за 150 долларов, включая налоги и стоимость химчистки, предлагает свободно менять платья вашей мечты от одной вечеринки к другой. Англичане пошли еще дальше и разработали целый веб-портал, посвященный прокату Виртуальный пункт, созданный в лучших традициях еВау, поставляет своим клиентам все: от домашнего экскаватора до чайного сервиза. Здесь без отрыва от монитора можно заказать полный набор для вечеринки — платье, сумочку, украшения, лимузин и даже диджея, плюс фотоаппарат, который все это «безобразие» увековечит.
Педантичные немцы первыми увидели свободную нишу на рынке и открыли компанию Lutte Leihen. Теперь молодые фрау, зафиксированную ежемесячную плату обновляют детский гардероб. Это резонно — ведь малыши стремительно вырастают из одежек. Расчетливые немецкие родители предпочитают не переплачивать за экипировку своих отпрысков: аренда полного набора из 9—11 предметов стоит от 17 до 26 евро в месяц. Эти услуги в корне отличаются от секонд-хенда: компания гарантирует качество одежды, несмотря на то, что она уже ношеная. Американцы из Baby-plays тоже ориентированы на детей: они сдают напрокат игрушки, тщательно обрабатывая безопасным чистящим средством уже побывавшие в употреблении. За 37—65 долларов можно арендовать от 4до 10 игрушек в месяц.
А ты купи слона!
Трансьюмеры — это хорошо информированные потребители. Специалисты по маркетингу считают, что именно такие клиенты свергнут диктатуру производителя и рекламы, благодаря так называемой «тирании прозрачности». Ведь интернет-отзывы, обзоры и информация из первых рук на форумах и блогах доступны всем, а это, в свою очередь, защищает всех нас от «кота в мешке». Признанный авторитет, сайт TripAdvisor.com, на котором рядовые туристы публикуют свои оценки, содержит в своей базе данных более семи миллионов рецензий. Традиционной рекламе уже не только трансьюмеры, но и обычные потребители не слишком доверяют. Согласно исследованию компании Forrester, только 13% покупателей в США признают, что готовы приобрести товары, увидев,/услышав их рекламу, и всего лишь 6% верят в то, что в ролике озвучены достоверные факты. Еще пару лет назад по результатам своих исследований компания Trendwatching заявила о неизбежном крахе отношений между производителем и потребителем. Теперь главенствует хладнокровный расчет взыскательного покупателя, который вполне обоснованно ждет уважения от производителя.
Психологи личностного и профессионального развития предупреждают о подводных камнях, на которые может наткнуться отчаянный трансьюмер. «Трансьюмеризм — это вариант того, как при небольших затратах можно реализовать мечту детства и получить массу позитивных эмоций, что дает толчок для дальнейших достижений. Вы всегда мечтали иметь яхту с алыми парусами? Провести романтический вечер на ней при большом желании вы точно сможете. Но в этом явлении кроется также и опасность. «Все и по чуть-чуть» дарит человеку временную эйфорию: «Нет ничего, что я не мог бы себе позволить!». При таком подходе на определенном этапе можно столкнуться с самообманом. Ведь укрепляется осознание: то, что у меня было вчера, на самом деле мне не принадлежит. В «группу риска» входят личности, которым свойственно хотеть всего и сразу», — резюмирует психолог.
Психологи считают, что не всем придется по душе трансьюмеризм: «У тех людей, для которых ощущение безопасности и стабильности приоритетно и базируется на привычном укладе, может возникнуть стресс. Ведь они привыкли если уж покупать, так для постоянного пользования, а если не хватает средств — вообще отказаться от затрат. Некоторым свойствен механизм защиты: пока у меня есть все под руками, мне легче контролировать происходящее. К тому же азарт и постоянное позитивное подкрепление могут привести к утрате контроля за расходами. Консерваторам гораздо приятнее ходить в один и тот же привычный магазинчик, чем тратить время на сканирование новых бутиков. И даже тем, кому трансьюмеризм близок по духу, рекомендуется не злоупотреблять впечатлениями. Передозировка позитивными эмоциями не всегда имеет положительный эффект — можно переутомиться от обилия предлагаемых товаров и услуг и впасть в эмоциональную усталость».
И нашим и вашим
В России трансьюмеризм только начинает выделяться в самостоятельный тренд. Различные службы проката и сервиса, работающие по «западной» схеме, находят все больше благодарных клиентов. В сфере автопроката, помимо крупных международных компаний — таких как Hertz или Sixt, — не менее широко представлены наши отечественные фирмы. Совладелец компании BLS, утверждает, что спросом пользуются и дорогие машины, и рядовые авто. «Есть категория клиентов, которым хочется просто кайфонуть: например, прокатиться летом в Одессу на кабриолете. Поэтому такие авто мы сдаем в прокат минимум на три дня, чтобы обезопасить свой бизнес». Для многих жителей мегаполисов из-за системных пробок потребность в автомобиле на каждый день исчезает. А для организации загородной поездки в выходные или отдыха в Крыму как раз и приходят на помощь бюро проката. Гламурный аппетит вполне может удовлетворить аренда яхты. Компании предлагают как почасовую аренду, так и целые пакеты услуг с посещением Турции или Хорватии. Например, симпатичный компактный катер Bayliner 275 обойдется вам в 200 долл. в час.
Тем, чьи желания также безграничны, как и небо, компании рекомендуют взять в аренду частный самолет. Двенадцать человек разместятся с комфортом в салоне VIP-класса и полетят туда, куда оплатят рейс. Для активных трансьюмеров и просто желающих сэкономить, на рынке предлагает свои услуги международный авиаоператор Wizz Air — эдакая Zara в мире перелетов. Транспортные компании давно осваивают сегмент перевозок по упрощенным ценам. Теперь цена авиабилета в пределах РФ не отличается от цены поездки на поезде; за небольшую сумму можно улететь также и за пределы родины. Потрясающее удобство оплаты — непосредственно на сайте компании плюс электронный билет и удобное расписание.
Что касается аренды недвижимости — у нас эта услуга востребована уже давно. Но одно дело — потребность в жилье, и совсем другое — в роскошном особняке. Раньше загородные дома с бассейнами, спаи дизайнерской мебелью пользовались спросом «единоразово» — к примеру, на время вечеринки. А вот долгосрочная аренда, несмотря на строительный бум, стала популярна относительно недавно. В этом есть своя логика — какой смысл вкладывать целое состояние в постройку загородного дома, чтобы потом еще и содержать его? Вполне вероятно, что отдых в лесу вам скоро наскучит, и следующее лето захочется провести на берегу озера. Выход — аренда на сезон. Этот вариант необременительный и не дает «обрасти мхом», сидя на одном месте, — как раз в соответствии с философией уважающего себя трансьюмериста.
Любители активного и здорового образа жизни тоже могут воспользоваться преимуществами аренды. Бум зеленого туризма, который докатился и до нас, сделал более актуальным прокат спортивного снаряжении, велосипедов, лыж и палаток. Чтобы насладиться велопрогулкой по крымским горам, больше не надо тащить свой байк через всю страну. У трансьюмеризма, которому сегодня прочат большое будущее, а другие считают лишь подделкой пол роскошную жизнь, при всей его противоречивости есть неоспоримое преимущество. Это ощущение самостоятельного выбора, которое дарит легкость, ломает стереотипы, в противовес пассивному следованию судьбе. «Время напрокат» проходит не просто с экономией, но и с чувством глубокого удовлетворения. Главное при этом понимать — что потребление лишь способ успешной и комфортной жизни, а не ее смысл.