Новое время требовало новых героев. Буйство красок и невероятный задор искусства начала двадцатых, партию уже не устраивали - в стране проходила индустриализация, которая требовала затраты огромных сил. Выполнить цель, зафиксировать новую реальность в соответствии с идеологией должен был соцреализм, официальное рождение которого состоялось в 1934 году на Первом съезде советских писателей.

Для соответствия новым требованиям, творцам необходимо было отказаться от сочинения историй, вместо этого требовалось брать за основу конкретные исторические события и работать над культурной памятью людей. Мир соцреализма был весьма ограничен, героям не рекомендовалось размышлять о том, что такое хорошо и что такое плохо, потому что ценности были определены вполне конкретно, именно в этих рамках нужно было творить.

Естественно, что пережитки прошлого не могли исчезнуть моментально. От писателей нового поколения требовалось, чтобы персонажи порой ошибались, поддавались искушениям, но в конце концов делали сознательный выбор в пользу социализма. Чем-то, это напоминало средневековую литературу, где двойные трактовки также не допускались. Точно также герои средневековых баллад порой распутничали, но в конце произведения осознавали важность веры в бога.

Максим Горький на съезде заявил, что писатели должны стать инженерами душ, то есть создавать ощущение, что определённые результаты работы уже достигнуты. Это должно было облегчить труд и заставить двигаться дальше. Именно в этом заключалась главная проблема соцреализма - рассказы должны быть правдивыми, но они не должны при этом содержать правду на самом деле. Горький призывал обращаться к лучшим советским читателям, но все догадываются, кто именно был главным читателем.

От писателей требовалось изображать действительность такой, какая она есть, но это требование само по себе несло двойные стандарты. В реальной жизни герой может не сделать выбор в пользу правильной идеологии, жизнь человека гораздо сложнее любых схем и установок. Получалось, что советские произведения не изображали реальность, а создавали новую, которая с окружающим миром иногда имела лишь косвенные связи.

Для придания реалистичности повествованию требовалось наделять героев индивидуальными особенностями, но при этом в целом они должны соответствовать главным требованиям. Условный Иванов мог обладать самыми разными качествами, но при этом быть верным партии коммунистом. Героев насильно приближают к требуемому идеалу, из жизни реально живших людей выкидывается масса вещей, которые могут двояко трактоваться. Внутренний мир героев становится плоским, однообразным.

Главными героями произведения стали рабочие, восхваление труда и трудовых героев было основой всех произведений. Труд никогда не ценился в России слишком высоко, нельзя было назвать его добродетелью. Перед писателями оказалась поставлена задача, трудность которой они вряд ли могли тогда осознать. Сделать обыденную вещь высшей ценностью и так было не так просто, а на фоне репрессий и принудительного труда провал был обеспечен. Сейчас мы явно видим огромную пустоту, разделяющую литературу соцреализма и реальную жизнь, искусственность произведений лишила их живых корней и обеспечила скорое забвение.