Для обучения школьников работе с информацией, учителя им задают разработать проект на определенную тематику. Эта методика хорошо применима как в старших, так и в младших классах. Чтобы справиться с подобным заданием, ученику необходимо уметь обрабатывать полученную информацию, анализировать ее, сопоставлять факты и делать выводы.
Содержание:
Описание понятия и его разновидности
Школьный проект — это самостоятельный труд ученика, нацеленный на сбор им информации по заданной теме, ее изучение, анализ, разработку выводов и правильное оформление. Презентация проекта осуществляется на компьютере.
Возможны следующие разновидности проектов:
- Исследовательские.
- Информационные.
- Творческие.
- Практические.
Этапы разработки
Для начала нужно определиться с тематикой проекта. На этом этапе есть несколько требований:
- Выбранная тема должна вызывать заинтересованность у учащегося, соответствовать его склонностям и умениям.
- Информация по выбранной теме должна быть достижима.
- Ученику необходимо выбирать тему проекта в соответствии со своим возрастом и интеллектом.
Постановка целей, задач, выявление объекта и предмета исследования осуществляются на следующем этапе:
- для выявления целей будущей работы, нужно задаться вопросом о том, какой ожидается результат.
- под задачами подразумевается то, что нужно сделать для достижения целей.
- объект — это то, что рассматривается или изучается в проекте.
- предметом называются способы рассмотрения объекта, отношения ему присущие, функции для его изучения.
Определение методов исследования. Существуют следующие варианты:
- Наблюдение — познавательный процесс, опирающийся на изучение материала путем отслеживания протекания явления или действия.
- Сравнение — определение схожести и различий предметов и явлений путем их сравнения.
- Измерение — выявление цифрового значения заданной величины.
- Эксперимент — изучение определенных предметов или в специально созданных условиях.
- Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных сторон изучаемой проблемы.
- Анализ — изучение проблемы со всех сторон как целого предмета, разделение ее на составляющие элементы с последующим выводом.
- Синтез — объединение составляющих единиц в одно целое значение.
- Индукция — получение данных на основе наблюдений и экспериментов.
- Дедукция — изучение составляющей части общего предмета.
- Моделирование — исследование объектов путем создания их моделей.
- Обобщение — нахождение чего-то общего в многообразии предметов, чтобы иметь возможность правильно ориентироваться в окружающем мире.
- Эмпирическое обобщение — сравнение группы предметов с целью выявления в них повторяющихся свойств.
- Прогнозирование — определение состояния какого-либо явления в будущем.
Организационный этап. На этом этапе необходимо:
- В рабочий план включить оглавление, введение, содержание и заключение.
- Всю информацию разбить по пунктам, сделать списки.
- Для наглядности использовать таблицы, схемы, диаграммы.
Требования по оформлению работы:
- соблюдаются основные правила написания;
- список используемой литературы структурируется по алфавиту с указанием источников на русском языке в начале, а иностранных изданий — в конце.
Оценка результатов и написание выводов делаются в конце работы.
Составляющие исследовательского проекта
В результате самостоятельной работы учащиеся предоставляют учителю пример проекта. Создается он в электронном виде с использованием MS WORD. Учителю отчет предоставляется в распечатанном виде (1 экземпляр) и в электронном виде, чтобы сохранить работу в школьном архиве.
В среднем труд занимает 15−25 страниц. Его обязательные составляющие: титульный лист, содержание, структурированный и поделенный на части текст проекта, логичное заключение и список источников литературы. Презентации, диаграммы, объемные таблицы выносятся в конец самостоятельной работы и оформляются в виде приложений.
Титульный лист оформляется следующим образом:
- В верхней части пишется полное название школы.
- Посередине — наименование работы.
- В правом нижнем углу Ф. И. О. учащегося и учителя, принимающего самостоятельную работу.
- В середине нижней части листа — год написания работы и город.
Следующим оформляется лист с целями и задачами проекта. Затем пишется сам текст самостоятельной работы. Предпоследний лист отводится для выводов по проделанной работе и на последней странице нужно предоставить источники использованной литературы.
Особенности текста документа
Стиль написания отчета используется научный. Он заключается в строгой логичности, проявляющейся в наличии причинно-следственных связей и явлений с плавно вытекающими выводами из фактов, изложенных в тексте.
Точность изложения заключается в тщательном подборе слов, употреблении их в прямом значении, широком использовании специальной терминологии. Все данные должны быть объективными — недопустимы эмоциональные высказывания и субъективные данные. Недопустимо в тексте обращаться от первого лица. Нужно использовать неопределенно-личные предложения (считают, что…), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему…).
Следует писать кратко и ясно, без использования лишнего мусора. Главная задача — связывание информации в хорошо читаемый текст. Здесь необходимы речевые функции и лексические средства их реализации. В тексте должна соблюдаться последовательность частей предложения: подлежащее — сказуемое — дополнения.
Написание проекта в научное издание
Такую работу могут создать студенты, аспиранты, преподаватели, другие научные деятели. На основе исследуемой темы автор излагает свои мысли, предоставляет результаты исследования, выносит собственные умозаключения в какой-то определенной сфере.
Знакомясь с публикациями по выбранной тематике для своего проекта, автор должен накопить определенную базу знаний в этой области. Повторения каких-либо суждений в работе с уже опубликованными статьями недопустимы.
В процессе разработки проекта нужно выделить его идею, цели и задачи. Затем следует приступать к его основной части, реализуя цели и задачи, используя одну из существующих методик.
Подводя итоги работы, нужно сделать выводы о том, все ли цели достигнуты, каковы получены конечные результаты. В конце необходимо сослаться на изученную литературу. Создание презентации проекта для наглядности очень важно, если это предусмотрено выбранной темой.
Перед публикацией проекта его следует соответствующе оформить. Должны быть выдержаны все требования к научно-исследовательским работам, размещенным в журнале. Как правило, требуется сделать портфолио, состоящее из паспорта проекта и описания работы над проектом. В нем указываются все данные о работе: ее название, сведения о разработчике, его принадлежности к определенному учебному заведению, статусе или занимаемой должности, времени работы над проектом, используемого метода и инструментов. Также необходимо описать краткое содержание научной работы с характеристиками ее глав.
Написание проекта — это современная технология работы с большим объемом информации. Данный метод исследования позволяет автору раскрыть свои способности, проявить личный потенциал.
Видео
Из этого видео вы узнаете, как защитить школьный проект.