Написать эссе – это последняя важная часть заданий в ЕГЭ по обществознанию. При комплексной подготовке к предстоящему экзамену у всех учеников возникают вопросы именно по этой части. Какие существуют главные задачи в работе, как оценивается результат, и как получить наибольший балл за часть эссе по обществу?
Содержание:
Как писать эссе по обществознанию?
Небольшое сочинение в экзаменационной работе по обществу – это хорошая альтернатива. На экзамене ученик может взять один из предложенных вариантов, который окажется для него наиболее понятным и лёгким.
Темы для эссе представлены небольшими цитатами – по-другому афоризмами, которые взяты из пяти областей учебного курса обществознания, по одному на каждый блок. Главные направления цитат представлены:
- Философия.
- Экономика.
- Социология, а также психология социального характера.
- Политология.
- Правоведение.
Из пяти предложенных вариантов сочинений нужно взять лишь одно (самое близкое и понятное именно для вас) и написать небольшое сочинение, которое сможет полностью соответствовать смыслу выбранной цитаты. Также нужно привести примеры, иллюстрирующие этот афоризм.
Количество баллов за эссе, которые можно получить в процессе работы, составляет немного: около 8% от суммы общих итоговых баллов. Отлично написанная часть эссе может дать ученику всего 5 баллов из 62 возможных, около 8%. Именно по этой причине не стоит слишком зацикливаться над работой по сочинению, как это стоит делать с эссе по литературе либо русскому языку.
Сами составители экзаменационных работ рекомендуют в ЕГЭ по обществознанию отводить на часть эссе не больше 36–45 минут (именно такой отрезок времени представлен в спецификации). Можно сравнить этот результат с эссе по русскому, где дано целых 110 минут или сочинение по литературе – 115 минут.
Всё это указывает на то, что делать эссе по обществознанию стоит по-другому. Тут не нужно создавать что-то необычное, здесь не нужно соблюдать какие-то особые указания к стилю речи (и даже можно не полагаться на грамотность), даже объём представленной работы в этом случае не учитывается. В эссе по обществознанию не нужно писать 150–350 слов, так как само задание описывается как мини-сочинение и, если вы сможете попасть в точку сочинения и полностью раскрыть значение высказывания – это будет для вас отличным результатом.
Для успешного завершения сочинения будет достаточно показать свои знания предмета, а также навык быстро ориентироваться в иллюстрационных примерах, который поможет доказать вашу точку зрения и компактно изложить ваши мысли на листе экзаменационного вида.
Как оценивается результат части эссе по обществу
Часть эссе принято оценивать всего по трём показаниям. Чтобы получить свои пять баллов, ученик должен отработать обязательный минимум этого задания:
- Раскрыть смысл первоначального афоризма, или хотя бы дать понять, что вы правильно поняли о чём хочет сказать автор и что доносит до нас (это даст вам один балл). Этот момент считается самым главным в начале работы: если вы не смогли понять цель афоризма и получили по первому критерию сразу же ноль баллов, то такая работа не будет подвергаться дальнейшей оценке вовсе.
- Показать знание теории и курса обществознания. В этом случае для того чтобы получить высокий балл нужно суметь раскрыть смысл цитаты, опираясь на знания, полученные на протяжении изучения всего курса школьного обществознания, вспомнить и охарактеризовать основные теории и установки, правильно применить терминологию. Неполное выполнение указаний, отход от источника либо наличие смысловых ошибок приведут к тому, что вы легко потеряете один из баллов.
- Умение продемонстрировать несколько иллюстрационных примеров для этого афоризма (даёт также два балла). Для получения максимального балла по этому критерию нужно привести подходящие ситуации для этого высказывания. Примеров-фактов, которые будут доказывать главное значение цитаты должно быть не меньше двух. При всём этом эти примеры должны быть взяты из источников разных видов.
В качестве основных источников могут выступать:
- Доводы из художественной литературы, документальные и классические фильмы.
- Примеры научно-популярной литературы, истории и рассказы из разных научных областей.
- Факты исторического типа.
- Личные жизненные примеры и наблюдения.
- Доклады из средств массовой информации.
Если в качестве доказательств приведены лишь свои примеры из жизни либо однотипные доводы (к примеру, оба взяты из художественной литературы), оценка за ответ уменьшается на один балл. Ноль можно получить, если ваши приведённые примеры вообще не задевают тему афоризма либо информация по этому заданию полностью не представлена.
Примерный план эссе
Чтобы понять, как написать эссе по обществознанию, нужно знать, что к работе по эссе не представлено особых требований либо указаний — главным считается показать смысл цитаты, продемонстрировать знание теории и курса школьного обществознания, подкрепить вся это правильными примерами. Но притом, что времени на обдумывание остаётся не так много, можно придерживаться главного плана для мини-сочинения, который включает в себя все нужные элементы.
- Необязательная часть эссе — введение. Общий смысл проблемы (несколько предложений). В сочинении по обществознанию данный пункт плана можно убрать и сразу начинать трактовку предложенной цитаты, но ученикам часто становится нелегко отойти от официальной схемы сочинений, когда суть суждения основывается лишь общим рассуждением. Именно поэтому, если вам легче начинать свой план с введения, то используйте его. Если же для вас это не принципиально, то можете смело исключить этот пункт, так как общая оценка из-за него никак не изменяется.
- Раскрытие смысла начального афоризма – 2–3 предложения. Комплексно переводить цитату не стоит, хвати того, что вы сошлётесь на её автора, раскроете главное значение выражения своими словами. Следует отметить, что в отличие от сочинений по русскому языку, где нужно обязательное вычисление проблемы, в эссе по обществознанию можно опираться на процессы, явления, а также на простые констатации фактов. Для раскрытия значения цитаты можно применять различные шаблоны: «В предложенном высказывании N (известный философ, успешный экономист, великий писатель) рассматривает (рассуждает о, описывает) такой процесс (явление, проблему) как..., трактуя его как …» либо «Значение высказывания ( афоризма, цитаты) N состоит в том, что…».
- Часть теории (3–4 предложения). В этой части следует доказать либо, наоборот, опровергнуть задумку автора цитаты, опираясь на знания, которые вы получали на уроках, а также применяя особую терминологию. Если вы придерживаетесь точки зрения самого автора – то в большей степени эта часть представляет изменение исходного высказывания на язык учебника. К примеру, если писатель назвал детские игры во дворе дома школьной жизнью – вы будете раскрывать тему институтов социализации, а также роль, которую они играют в процессе получения индивидом знаний и социальных норм. В этом случае можно также добавить примеры афоризмов других экономистов, философов и известных людей, которые могут подтвердить задумку выражения. Но это не считается обязательным в работе.
- Часть с фактами (4–6 предложений). В этом случае нужно привести около двух примеров, которые будут подтверждать обоснования, которые были выдвинуты в предыдущем пункте. В этом пункте не стоит использовать общие выражения, а применять конкретику, а также всегда указывать источник информации. К примеру, можно написать, что «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвящённые»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N в своём романе «Название» рассказывает о ситуации», «на полках магазина напротив моей школы можно найти…».
- Заключение (несколько предложений). Так как работа эссе на ЕГЭ по обществознанию представлена лишь наличием доказательств и аргументов теоретического положения – можно закончить мини-сочинение, создавая вывод ко всему написанному. К примеру, «Таким образом, и примеры из жизни, и читательские знания помогут утверждать что…», после этой фразы стоит изменить афоризм и придать ему новую форму.
Рекомендации по написанию мини-сочинения по обществознанию
Нужно помнить, что главное – это правильно объяснить значение представленного афоризма. Поэтому, выбирая из предложенных вариантов высказываний, следует брать то, которое вы полностью осознаёте и уверены что сможете достойно его описать.
Перед преступлением к процессу работы, стоит вспомнить основную терминологию по выбранной теме. Заранее добавьте их на лист черновика, чтобы потом их можно было использовать в своей работе.
Постарайтесь найти максимально схожие с темой эссе примеры и трактовки. Помните, что примеры из области литературы не ограничиваются лишь школьными произведениями – на экзамене по обществознанию вы можете брать для аргументирования совершенно любые произведения литературы. Стоит помнить и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является основной: пытайтесь вспомнить случаи из повседневной жизни, новости, которые вы могли прослушивать по радио, обсуждаемые обществом события и другие события. Примеры, которые вы вспомнили, также стоит выписать на отдельный бланк, используемый в качестве черновика.
Так как особая грамотность, стиль речи, а также общая композиция не учитываются – если вы правильно излагаете свои мысли в письменном виде, то лучше не тратить лишнее время на написание полного варианта сочинения на бланк черновика. Попытайтесь ограничиться составлением плана с тезисами и пишите своё сочинение сразу на официальный экзаменационный бланк – это поможет вам не тратить нужное вам время.
Начинайте работать над частью эссе после того, как дали ответы на все остальные вопрос – в противном случае вы можете не вписаться повремени и потерять большое число балов. К примеру, первые четыре задания с развёрнутыми ответами (по заранее прочитанному тексту) в общем числе могут дать вам около 10 баллов (а это в два раза больше, чем само эссе), а раскрытие ответов на них занимает гораздо меньше времени, чем написание сочинения.
Если вы понимаете, что не сможете правильно сделать часть эссе на все 5 баллов – всё равно попытайтесь сделать это задание. В экзаменационной работе очень важен каждый полученный вами балл. Даже если вы сможете лишь правильно охарактеризовать тему афоризма и приведёте хотя бы один пример из повседневной жизни — вы сможете получить на части эссе по обществознанию два первичных балла, что намного лучше чем ничего.
Главные ошибки при раскрытии проблемы
В большинстве случаев ученики совершают следующие ошибки:
- Непонимание как выделить основную проблему в афоризме. С одной стороны, это связано с небольшим объёмом знаний по данной области, к которой и относится выбрано высказывание, а с другой – с попыткой и желанием подогнать полученный вопрос под просмотренные ранее варианты заданий.
- Неумение рассмотреть проблему. Эта ошибка характеризуется, чаще всего, небольшим запасом терминов по базовым наукам и дисциплинам.
- Неумение правильно раскрывать суть выражения. Оно характеризуется непониманием либо неполным пониманием содержания высказывания, либо отсутствием некоторых знаний по курсу обществознания.
- Подмена проблемы точкой зрения автора. В качестве проблемы в задании эссе представлена точка зрения автора, которую автор раскрывает и широко описывает. Она всегда широка и обширна. По ней могут быть выведено большое количество мнений, чаще всего совершенно разных. Смысл высказывания – это личное мнение самого автора. Афоризм – это лишь одно мнение из многочисленных существующих.
Видео
Из видео вы узнаете, по каким критериям оценивается эссе по обществоведению и как написать эссе, чтобы получить за него максимальное количество баллов.