Новый год – это волшебная пора как для детей, так и для взрослых. В эту пору все стремятся приобрести главный атрибут праздника – ёлку. Ёлочные базары в это время появляются как грибы после дождя и нет ни малейшего шанса, что кому-то не достанется ёлки.
Ёлки могут продаваться разные: от дешёвых до дорогих. Дешёвые, как правило, российские, а дорогие – привезены из Дании. Они имеют голубоватый оттенок, строго пирамидальной формы, иголки мягкие и не осыпаются.
Вы наверное удивитесь, но прародители этих ёлок произрастают в Краснодарском крае, в горах Кавказа, а так же в Грузии. Дерево это называется пихтой Нордмана. Местные жители часто собирают семена (шишки) это дерева для европейского заказчика. Правда работники недовольны заработной платой, которая составляет всего сорок центов за килограмм шишек. Эта работа связана с риском для жизни, т.к. приходиться лазать на большую высоту и пара случаев летальных исходов при падении уже были.
Российские потребители удивляются, как датчанам удаётся выращивать такие ёлки. Они все одинаковой формы и длины. Уж не клоны ли это? И вот одна инициативная российская группа решила выяснить этот вопрос.
Главный технолог производства в Дании, где выращивают новогодние ёлки, категорически отметает такой вариант. Он утверждает, что все деревья выращиваются из семян, которые заводятся в Данию из России, Грузии и Турции. Сначала семена помещают в пластиковую бочку, наполненную водой и медленно вращают её. В течение 5-6 недель семена дают всходы. Данная манипуляция имитирует естественный процесс в природе, когда семена вместе с талой водой несутся по горным склонам.
Земля для посадки предварительно подготавливается. По участкам проходит специальная машина, которая обрабатывает землю горячим паром, тем самым дезинфицируя её на глубину до 10 сантиметров. Отбор растений происходит только тогда, когда они достигают высоты не менее пятнадцати сантиметров. Обычно выбраковывается около 50% ростков. Отбор происходит по внешним признакам. И именно отобранные экземпляры достаются потребителю.
Есть на этом производстве и генетическая лаборатория, но она занимается научными разработками и клонирует эти деревья только в экспериментальных целях. Научные работники берут всего одну клетку и обрабатывают её фитогормонами, тем самым заставляя делиться. Через некоторое время появляются ростки, которые высаживают в грунт. Однако они очень слабые и большинство их гибнет. По уверению все того же технолога, до появления клонированных экземпляров в продаже ещё далеко.
Участники экспериментальной группы решили доверять только фактам. Они закупили десять экземпляров датских ёлок и отнесли их на генетическую экспертизу в Рослесзащиту. Результат оправдал ожидания тех, кто все это затеял и удивил работников лаборатории. Шесть ёлок из десяти оказались клонами! Анализ повторили ещё два раза, но результат оказался аналогичным.
Остаётся один не выясненный вопрос: «Зачем датчанам врать?» С одной стороны понятно, что клонирование решит сразу несколько проблем: не будет необходимости закупать семена, все клоны будут с одинаковыми свойствами и можно вывести экземпляры, не подверженные самым распространенным заболеваниям. Датчане утверждают, что технология клонирования ещё слишком дорогостоящая, что бы её результаты могли появиться в продаже. С другой стороны, мы не можем не учитывать результаты генетической экспертизы.
Конечно, производителей этого распространенного новогоднего продукта можно понять. Они опасаются реакции потребителей на термин «клон», хотя в данном случае никакой опасности человеку он принести не может. Ведь покупатель явно не будет потреблять ёлку в пищу или как то ещё использовать её в личных целях. Новогоднюю ёлку используют с декоративной целью. А значит людям нужно еще какое-то время для осознания факта, что елочка-клон абсолютна безопасна.