Статистика и сравнительный анализ – методы весьма полезные и показательные, если использовать их умело, к месту и по назначению. И к этим случаям, явно не относится сравнения в личностной сфере – такое сопоставление таит в себе скорее опасность, нежели пользу.

Вне зависимости от результата, сравнение людей между собой на предмет успешности, моральности, профессионализма, таланта или других личностных характеристик вносит не самые лучшие коррективы в самооценку человека, решившегося провести эту «математическую» операцию:

  • если субъект остается в плюсе, то его самооценка и самомнение поднимается за счет принижения других людей, что не является адекватным и конструктивным способом;
  • в том же случае, когда результат негативен, тень неуверенности растет, провоцируя неврозы, проблемы в различных сферах жизни, внешние и внутренние конфликты, отрицание и неприятие.

Систематическое сравнение себя с другими, особенно при частоте одного и того же результата, приводит к навешиванию ярлыков как на себя, так и на окружающих. В последствии, это может стать причиной того, что человек ограничивается одним сценарием, нагромождая все больше барьеров и ограничений на пути к личностному росту и самоактуализации.

Стремление сравнивать себя с собой же, в разных ситуациях или временных рамках, так же не является столь уже безобидным. С той позиции, что определив какие-либо положительные характеристике в одном из своих проявлений, есть риск зациклиться на одной роли, модели поведения или же вести к застреванию в прошлом, что так же значительно ограничивает перспективы.

Желание сравнивать, можно отнести к группе вредных привычек, которые, как известно, повышают зависимость личности, делают ее легко внушаемой и менее свободной. Поэтому с привычкой сравнительного анализа в личностном контексте нужно бороться.

Какими же средства будут наиболее подходящими в этой борьбе?

  1. Осознанность и критичность. Как известно, наши привычки (они же условные рефлексы), доведены до автоматизма. С привычкой сравнивать себя срабатывает тот же механизм. Поэтому, крайне важно отслеживать моменты запуска анализа и если уж проводить сравнение, то делать это сознательно, критично обрабатывая все результаты, максимально отстраняясь эмоционально.
  2. Безусловное принятие. Нужно принимать себя и окружающих людей такими, каковыми они являются, со всеми теми позитивными и негативными качествами, которые и составляют индивидуальность каждого.
  3. Эмпатия. Развитие эмпатии способствует более глубокому пониманию людей и их поступков. Желание понять, постепенно вытесняет стремление навесить ярлыки, подчеркнуть значимость, утвердиться.

Каждая личность – это неповторимый и сложный механизм, к которому не прилагается четкая структурированная инструкция. И разобраться в этом устройстве, получится быстрее в том случае, если пытаться понять и принять каждую уникальность – чем в процессе сопоставления и сравнения этих неповторимых миров между собой.