Изучая некоторые исторические события, мы используем в рассуждениях такие обороты как "такой-то думал так-то и сделал то-то", совершенно не задумываясь о чувствах людей, живших в столь давнее время. При этом часто на собственном примере мы видим, как быстро может меняться чувственное восприятие мира, даже с нашими бабушками и дедушками мы можем испытывать совершенно разные эмоции на одинаковые раздражители.
У нас есть определённые представления, что должен чувствовать человек при тех или иных раздражителях, несовпадение результата с ожиданием часто вызывает искреннее удивление. Даже в рамках одной культуры и одного народа таких несовпадений может быть достаточно много, потому что ожидания чаще всего основываются на собственном опыте, а не на анализе другого человека.
Типичный случай влияния культурных паттернов на эмоции описал психолог Теодор Сарбин, при этом он взял в качестве примера человека, уверенного в правильности в своих взглядов.
Ситуация проста - механику показали неприличный жест, он разозлился и ударил человека гаечным ключом. Возникает целый ряд интересных вопросов. Почему именно этот жест был воспринят как неприличный? Почему адекватной реакцией по мнению человека стал удар гаечным ключом? Почему он рассказал о показанном жесте, надеясь таким образом на смягчение наказания?
Наличие ожиданий говорит о том, что у человека имеются какие-то прогнозы насчёт реакции, чаще всего эти ожидания берут начало в культуре.
Предположим, что вы закончили какую-то многолетнюю работу. По народным представлениям, выражающимся в поговорках типа "Кончил дело - гуляй смело", вы должны почувствовать радость и облегчение. В романтической же культуре будет иметь место грусть, так как с данным трудом образуется привязанность - завершая его, человек теряет часть себя.
Человек по большей части воспитывается на символах, при этом эмоции от увиденного основываются на предыдущем опыте. У воспитывающегося в христианской культуре человека иконы могут вызвать сильные эмоции, особенно такие образы как Мадонна с младенцем или Иисус на кресте.
У людей других культур такие вещи вряд ли могут вызвать подобные эмоции, скорее всего найдётся место только для праздного интереса.
Все мы знаем, что мужчины не плачут, но возьмём примеры из классической исламской культуры. Сильные воины, победоносные армии, отважные завоеватели, готовые убивать и сражаться до самой смерти. Все они не сдерживают слёз, потому что это следствие сильных эмоций, считалось что только страстный воин может позволить себе такие чувства. Наша современная культура представляет собой совсем другой пример - слёзы позволяются только женскому полу.
Такие простые примеры показывают нам, как сильно культура регулирует наши чувства. Влияет не только религия и традиции, большую роль играет искусство, в постмодернизме именно влияние на чувства считается самой важной вещью.
В последние десятилетия, большое значение стали играть средства массовой информации, интернет стал средством моментального культурного обмена между огромным количеством людей.
Определённой группой примитивных эмоций человек обладает уже после рождения, при этом их набор влияет на индивидуальность каждого. В процессе воспитания каждый перенимает культуру, не обращая внимания, как в это время воспитываются его эмоции. Чувства кажутся чем-то само собой разумеющимся, часто им уделяется внимание только в рамках парадигмы "можно - нельзя".
Неверное восприятие некоторых вещей может привести к трагическим последствиям. Нам часто ставят в пример добившихся больших высот людей, забывая эмоциональную составляющую вопроса, в том числе вопрос комфорта.
Одни и те же поступки могут повлиять на людей совершенно по-разному. Рассматривая примеры деятельности людей, стоит думать в первую очередь о себе, только при таком всестороннем восприятии можно добиться успеха.