Стадии психосексуального развития были описаны первооснователем психоанализа Зигмундом Фрейдом в рамках представленной им теории формирования личности.

Суть теории заключается в том, что в процессе эволюции сознания и личности развивается и меняет локализацию сексуальная энергия либидо, поэтому формирование полового сознания связано с формированием определенных черт личности, свойственных тому или иному психосексуальному характеру.

Зигмунд Фрейд выделил пять стадий.

1. Оральная - длиться от момента рождения до полутора лет. В этот период энергия либидо сконцентрирована в области рта, поэтому сосательный и глотательный рефлекс являются в этом возрасте основными и позволяют получить удовольствие и эмоциональную разрядку. Причин фиксации на данной стадии может быть несколько:

  • фрустрация жизненно важных потребностей;
  • чрезмерное удовлетворение ведущих рефлексов.

Фиксация выливается в такие особенности характера и поведения как зависимость, доверчивость, потребность в одобрении и принятии, пассивность и отсутствие инициативы.

2. Анальная - от 1,5 до 3,5 лет. Эта стадия связывается с овладением контроля над испражнениями, над своим телом. Либидо перемещается в зону ануса. Дальнейшее формирование личности напрямую зависит от того, каким образом ребенок научается контролировать акты дефекации. Основных тактик выделяется две:

  • принуждающая;
  • поощряющая.

Фиксации на данном этапе развития и формированию анального характера, способствует поведение по принуждающему образцу, когла родители требуют от ребенка испражнений на горшок или унитаз. Анальный характер бывает двух видов:

  • анально-удерживающий - упрямость, педантичность, скупость, страх неопределенности;
  • анально-выталкивающий - тревожность, импульсивность, фанатичность.

3. Фаллическая - в возрасте от 3 до 6 лет центром концентрации сексуальной энергии становятся гениталии. Именно на этой стадии разыгрываются всем известные конфликты, которые носят названия комплекса Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Фиксация на данной стадии проявляется у мужчин и женщин по-разному.

Для мужчин характерны хвастовство, дерзость, демонстративность, стремление к успеху любой ценой.

У женщин же, фиксация проявляется в стремлении покорять мужчин, беспринципности в плане сексуальных отношений,  в некоторых случая напротив - наивности.

Фиксацию на фаллической стадии Фрейд считал причиной импотенции и фригидности.

4. Латентная стадия - стартует в начале школьного возраста и длиться до подросткового периода. В этот период на первый план выходит активная социальная жизнь: учеба, дружба, общение, спорт, искусство. По большому счету, латентный период считается подготовкой к последнему шагу на пути к взрослости и, главное, зрелости. В этот период укрепляются такие структуры психики, как эго и сур-эго.

5. Генитальная - сексуальность вновь обретает сильное влияние с наступление подросткового возраста и связана с половой зрелостью. На протяжении этой стадии в организме происходят сложные изменения, связанные с физиологическими метаморфозами и гормональной перестройкой.  Одним из этапов генитальной стадии является гомосексуальный период, который связан с резким увеличением интереса к области сексуальности.

Генитальный характер отличается зрелостью, ответственностью и социальной активностью.