Итак, мы встретили первую ночь нашего самостоятельного автопутешествия в Чистополе.

Заселились в гостиницу, что расположена на центральной площади этого городка и легли спать. Следующий день – знакомство с местными достопримечательностями. Первым делом мы решили сесть снова в машину и объехать город по главным его улицам, чтобы почувствовать «объект» целиком.

Сначала выехали на набережную Камы, где на холме возвышается Никольский собор постройки 1838 года – пятикупольное бело-синее сооружение с отдельной колокольней в стиле классицизма. Является значительным историческим памятником Татарстана. Находится по адресу: ул. Карла Маркса, 2.  Прошлись по набережной, которая насыщена разными конструкциями (деревянная мельница, катер-постамент «Чистополец», стильный столб с часами, ажурные лесенки и скамеечки. Чисто и симпатично. Тем более, что с набережной открывается чудесный вид на разливы Камы с многочисленными островами. «Очень рыбацкое место» - подумал я как заядлый рыбак.

Но времени на рыбалку у нас не было (ведь это отдельное и большое времяпрепровождение) и, поэтому, мы поехали в местный краеведческий музей, расположенный по адресу: ул. Карла Маркса, 8. Этот музей располагается в старинном купеческом доме и очень хорошо известен в Татарстане. В музее, как, впрочем, и на набережной, мы были одни. Ведь это было 24 сентября – не пик туристического сезона, хотя и выходной день. Нам предложили индивидуальную экскурсию за 500 рублей, но мы решили осмотреть пять залов самостоятельно. Несмотря на это, миловидная женщина, сотрудница музея провела своеобразную экскурсию бесплатно, узнав, что мы приехали сюда почти за тысячу километров. Музей чрезвычайно разнообразный и включает в себя все, что связано с историей города, археологией и окружающей его природой.

После этого музея мы переехали в другой, не менее именитый – дом-музей Б. Пастернака, где писатель проживал во время Великой Отечественной войны вместе со своей семьёй. Адрес: ул. Ленина, 81. В этом музее тоже никого не было, кроме старшего научного сотрудника, который, также предложил экскурсию за 500 рублей, но в результате провел её тоже бесплатно. Все-таки приятно путешествовать не в разгар туризма! Ну,  очень интересные познания мы получили от состоявшейся беседы!  Отношения Пастернака со Сталиным; М. Цветаевой; стенды, посвященные соратникам по перу – Маяковскому, Жиду, Северянину, Гумилеву, Ахматовой, а также копии рукописей, автопортреты, одежда, рабочий кабинет и многое другое. Бросилась в глаза газетная заметка какого-то экскаваторщика тех лет, который назвал Пастернака «лягушкой в болоте», хотя никогда не читал его… К сожалению, такие же рассуждения недалеких людей в отношении творческих инакомыслящих часто встречаются и в наши дни.

Поблагодарив сотрудника музея своей книгой о созданных мною оздоровительных пищевых продуктах, мы с супругой покинули музей и прошлись по Скарятинскому саду, которому почти 150 лет и центральному скверу города, украшенному легкими светлыми ажурными конструкциями в национальном стиле. А, затем, решили познакомиться с окрестностями Чистополя. Но об этом другая история.