На первый взгляд ЗАЗ-1102 «Таврия» кажется невзрачной машиной, на которой тренируются ездить неопытные водители и едут на дачу пенсионеры. Конечно, авто относится к особо малым автомобилям эконом класса, из чего следует его низкая цена, в том числе и на запчасти, однако присмотревшись, этот автомобиль способен удивить даже опытного автолюбителя.

Разработка ЗАЗ-1102 началась в 1978 году. По распоряжению Минавтопрома СССР конструкторское бюро завода «Коммунар» должно было разработать достойную замену ЗАЗ-966 «Запорожец», взяв за основу модную в то время в Европе «Ford Fiesta». Задняя часть корпуса была полностью скопирована с Форда, а двигатель заменен на более мощный, для конкурентоспособности этого авто. Однако разработки затянули и первая партия вышла только в 1988 году, в следствие чего «Таврию» мгновенно признали устаревшей.

Однако, этот автомобиль показывал неплохие параметры в классе малолитражек. Двигатель объемом 1 100-1 300см3 был установлен на довольно легкую раму: менее 600кг в полной сборке, которую ставят на вторую группу особо малого класса авто. Двигатель, особенно в более поздних комплектациях, относится к первой категории малого класса, то есть на класс выше. Тот факт, что на переднеприводной платформе двигатель стоял спереди, улучшало сцепление колес с дорогой, что положительно сказывалось на проходимости авто.

Экономичность – это основной козырь ЗАЗ-1102. Авто прославилось низким расходом топлива: от 4.5л на 100км в базовой комплектации по трассе, до 7л при езде на высоких оборотах в более мощной комплектации. Тема экономичности была показана в рекламном ролике, в котором машине было достаточно бензина из обычной зажигалки. Кроме того, к авто подходят детали от других моделей, что уменьшает стоимость его техобслуживания и ремонта.

Однако, так как автомобиль разрабатывался в классе «эконом», он был лишен многих привилегий, которые уже были доступны более дорогим авто: во-первых удобный и качественный салон. Для уменьшения стоимости большинство внутренних деталей изготавливали из пластмассы и кожзаменителя, сидения оббивались синтетическими материалами, а приборная панель была прикрыта куском оргстекла. Из-за малого веса многие владельцы этого авто жалуются на его неустойчивость на ямах: задняя часть очень сильно «прыгает» на кочках. Этот огрех был исправлен в более «люксовой» модели ЗАЗ-1103 «Славута».

Однако, эта трехдверная модель не перестает удивлять: когда в крошечный салон помещается множество вещей через очень большие двери, когда полностью загруженная машина спокойно разгоняется до 120км/ч или может проехать всего на 35 литрах до 700км. Конечно, среди многих новых авто «Таврия» считается аутсайдером, но даже через 26 лет после первого выпуска она составляет неплохую конкуренцию даже современным малолитражкам.