В 2015 году по всей России собран рекордный урожай картофеля в 33,6 миллионов тонн (по сообщениям Минсельхоза). Урожайность культуры местами достигла в 50-70 тонн с каждого гектара. Вроде бы отличная новость, да не совсем. Последние годы производство картофеля показывало очень высокую рентабельность, и за предыдущие 5 лет в отрасль пришло большое количество инвесторов и бизнесменов. Сотни тысяч гектар были освоены под картофель по всей стране. На примере Свердловской области: на 2012 год область обеспечивала себя собственным картофелем примерно на 50 процентов. К 2016 же году в регионе зафиксировано мощное перепроизводство картофеля, тысячи тонн картофеля остались нереализованными к марту, когда пик продаж уже прошел и начинает поступить сначала импортный, а потом и отечественный ранний картофель, а также открываются крупные хранилища агрохолдингов.
Проблем добавляет рыночная цена: в виду сильной затоваренности, цена на картофель в опте не поднимается выше 6-7 рублей за килограмм. Для сравнения, в январе 2015 года оптовая цена составляла 18 рублей за килограмм. При себестоимости производства в 6-8 рублей в каждом килограмме, продажная цена очевидно убыточна, производители вынуждены продавать дешево, иначе урожай будет просто выброшен на свалку. Тем более в марте-апреле прогнозируют еще большее снижение отпускных цен на картофель.
Высокая урожайность картофеля в 2015 году во много получилась благодаря нестандартному климату. В засушливых районах фермеры активно поливали картофель и получили соответствующий выход. Ближе к Уральским горам, где дожди с начала июля не прекращались до самого снега, выпавшего уже в октябре, высокий сбор картофеля сложился сам по себе. Большое количество продукта подразумевает больше усилий и ресурсов для его хранения, переработки.
Себестоимость производства картофеля при этом существенно выросла, так как подавляющее большинство производителей используют пестициды импортного производна, а весь импорт в России подорожал в два раза за последние два года. Техника в большом количестве тоже импортная, запчасти к ней соответственно привязаны к курсу рубля. Подорожало и дизельное топливо, которое в сельском хозяйстве имеет важное значение. Тарифы на электроэнергию тоже возросли, вентиляция хранилищ стала сказываться на счетах фермеров еще тяжелее.
Аналогичная ситуация с картофелем сложилась и в соседнем Казахстане, где также рекордный урожай поставил под вопрос будущий сезон 2016 года. Ведь если не сбыть по приемлемой стоимости урожай, то следующий год работать будет просто не на что.
Кто выиграл от зимы 2015-2016 года? В основном перекупщики. Доходы перекупщиков зависят только от проданных объемов, и им неважны ни цены, ни себестоимость товара. Свой процент они возьмут всегда, а продавливать фермеров на более низкую цену им стало проще. Если в январе 2015 года торговцы обрывали телефоны производителям и забирали любые объемы по любым ценам, то в нынешний сезон спокойно выбирают картофель географически поближе, качеством повыше и ценой пониже.
Решить ситуацию могло бы вмешательство государства, но у Москвы сейчас нет свободных денег. Если бы в 2000-х года государство использовало сверхприбыли с продажи нефти и газа на развитие инфраструктуры сельского хозяйства, то производители этот год пережили бы заметно легче. Например, государственные распределительные центры позволили избавиться от перекупщиков как звена, упорядочить поступление продуктов питания населению в нужном объеме и по приемлемым ценам. Хорошим решением также стали бы предприятия по переработке картофеля, но у самих фермеров таких ресурсов нет.
На сегодняшний день сельскохозяйственный рынок в России сейчас предоставлен сам себе, и в 2016 году какая-то часть частных хозяйств разорится. Зато оставшиеся хозяйства будут оптимизировать свои расходы, а также работать над выходом к конечному покупателю в лице магазинов, школ, детских садов, столовых, теперь уже минуя перекупщиков.
Обзор подготовлен по собранной информации с фермерского портала fermer.ru, из непосредственного общения с самими производителями.