Историки, экономисты и обществоведы давно заметили, что европейские народы в работе проявляют завидную усидчивость и методичность, что хорошо видно на примере швейцарских часовщиков, французских сыроделов, итальянских и немецких обувщиков. Они отлично справляются с задачей изготовления товаров массового потребления и потому уже давно стали законодателями в индустрии одежды, парфюмерии, ювелирных украшений. Можно сказать, что львиная доля выпускаемой европейцами продукции предназначена для того, чтобы сделать быт удобней, легче, красивей и приятней. При всем этом порой можно услышать, что европеец по психологии – это прирожденный мелкий лавочник и ремесленник, что он по своей природе не способен на высокий полет созидательной мысли и потому из века в век предпочитает сидеть в своей мастерской.
В то же время существует мнение, что славяне гораздо более пассионарны и потому не размениваются по мелочам, постоянно изобретая и создавая всевозможные красивые безделушки, а семимильными шагами идут по пути прогресса, пробивая фарватеры во льдах, прокладывая сквозь толщу лесов железные дороги и осваивая космос. Увы, при всем этом они пренебрегают простыми и маленькими радостями жизни, которые презрительно называют «шмотками», а повышенную любовь к ним снисходительно именуют «вещизмом». Правда, не исключено, что именно нехватка в домашней обстановке всех этих изящных флакончиков, вазочек, часиков и тапочек, которые так любят европейцы, породила у славян эмоциональный голод, который они стали восполнять вином и нетрезвым разгулом.
Казалось бы, переделать национальный характер, складывавшийся веками под влиянием местного климата и ландшафта, уже невозможно, да и не нужно, и потому французы так и будут всегда задавать тон в разработке одежды, а русские космонавты первыми "посадят яблони" на планетах Солнечной системы и раньше всех освоят необъятные просторы Млечного Пути.
Однако эпоха стремительного развития информационных и телекоммуникационных технологий внесла в вековой ритм жизни радикальные перемены, одним из следствий которых стали народная дипломатия и межкультурные связи. Вот почему уже никого не удивит репортаж о подмосковном энтузиасте-сыроделе, напрямую по Скайпу обсуждающем тонкости рабочего процесса с известным французским мастером, или объявление на западной бирже фриланса, приглашающее любого азиатского знатока математики читать по тому же Скайпу лекции для живущих в Европе учеников. Не исключено, что новые формы международного сотрудничества породят такие совершенно нетипичные вещи, как русский сарафан в стиле платьев Пьера Кардена или английский учебник геометрии, методический аппарат которого опирается на российскую школьную программу.