Сумасшедший темп современной жизни почти не оставляет человеку времени на самообразование, чтение художественных или исторических книг, посещение концертов и даже походы в кино. Практически всю необходимую для минимального удовлетворения информационного голода пищу типичный горожанин сегодня черпает в Интернете, где, как известно, найти можно уже практически все культурное наследие человечества. Надо заметить, что в появлении такого вместительного хранилища, попасть в которое можно не выходя из дома или не вставая со своего офисного рабочего места, есть большая польза. Именно мировая паутина сегодня все чаще становится первым источником, откуда вечно спешащий человек узнает о писателях и художниках, поэтах и музыкантах, режиссерах и актерах.
При всем этом нельзя сказать, что резкий скачок информационных технологий сопровождается таким же бурным ростом массового интереса к ставшим доступными для всеобщего обозрения произведениям культуры. Увы, они, как и прежде, в эпоху лекториев, библиотек, консерваторий и музеев, привлекают лишь немногих ценителей, которые наверняка были неравнодушны к изящному искусству и до распространения Интернета, а сегодня пользуются им не столько для знакомства с выложенными туда картинами и книгами, сколько для оживления их в памяти.
Из этих наблюдений можно сделать вывод о том, что общество движется в сторону незаметного упрощения культурных запросов. На первый взгляд, в такой американизации нет ничего плохого или страшного – ведь комиксы, блокбастеры, эстрадные песни и мюзиклы смотрят и слушают по всему миру. Однако, если учесть, что сознание человека определяется той культурной традицией, к которой он приобщался из года в год, можно уверенно предсказать, что рано или поздно этот процесс приведет к упрощению всего гуманитарного фона, - тех смыслов и символов, на основании которых строятся отношения в семьях, школах, институтах, организациях, и даже на улице или в метро.
Ну а там, где падает уровень человечности, может начаться откат к древнему типу мышления, войне всех против всех, первобытному обществу и одичанию. И тогда многочисленные достижения научного прогресса превратятся из драгоценных приобретений в губительные силы. Кстати, мировой кинематограф уже активно осмысляет такое развитие событий, с удивительной регулярностью выпуская фильмы о том, как придется выживать после третьей мировой войны, распространения вышедшей из-под контроля ученых опасной инфекции, восстания зомби.