В горах много примечательных мест, но самый большой интерес и благоговение всегда вызывали пещеры. Они воспринимались как вход в сокровенные места Матушки-Земли, где происходит таинство жизни. Кажется, что в тишине и мраке пещеры обостряется жажда небесной гармонии. Даосы называли пещеры «провалами в небо»; у них была даже своя география священных пещер.
Содержание:
Культ матриархата
Многие племена окружали ту или иную гору с пещерой особым почитанием как плодоносный центр, породивший всех людей сообщества. Верили, что будущее соплеменники зародятся в этой пещере и туда же ушли умершие родственники. Гора воспринималась как некое женское существо, а существование пещеры в ней делало эти представления еще более конкретными, ведь карстовая полость подобна детородному органу огромного священного каменного чрева. Французский ученный Андре Леру Гуран писал: «мы имеем основание считать, что пещеры воспринимали как женщину, по крайне мере в некоторых её частях».
В глубину пещер ритуально стреляли из лука, метали дротик или копьё, показывая зарождение новой жизни. Символизируя эти действия с оплодотворяющим мужским началом, повторение в ритуале той мифологической ситуации, в которой их соединение служит первоосновной мира. Отсюда, кстати, и происходят представления о стрелах любви, пронзённых сердцах, вооруженных луком и стрелами богах любви: греческом Эроте, римском Амуре, индийским Каме. Подобное же осмысливание стрелы сохраняется в народных заговорах и свадебных обрядах, например символическим «растреливанием» новобрачной у украинцев. В этих же воззрениях-ключ к пониманию древнего смысла сказки о царевне-лягушки, когда стрела указывает суженую.
Древним пещерным ритуалам со стрелами была суждена долгая жизнь. Во время греческих аграрных праздников, посвящённых Афине и Деметре, наподобие арретофорий или скирофорий, в подземные помещения или в ущелья бросали печенье стреловидной фаллической формы, чтобы обеспечить плодородие земли. Еще в XIX веке хакасские шаманы камлали в пещерах ради благополучия и плодовитости скота. Археологи и этнографы нередко находили стрелы в расщелинах и трещинах горных пород.
В самых укромных и труднодоступных уголка пещер располагались древнейшие святилища. Попасть в пещеру Фон де Гом очень сложно, так как там очень маленькая щель (Рубикон) в которую трудно пролезть. А вот в пещере Ля Мут пришлось расширить вход, но даже после этого попасть туда трудно, потому что приходится всё время ползти по пещере. Есть прекрасный расписной зал, в пещере Нио, но он находится далеко от входа. Лабиринтами запутана пещера Кабрере.