Человек, рождаясь с чистой душой, в дальнейшем приобретает как отрицательные, так и положительные черты характера. Здесь многое зависит от того, в каких условиях он живет, каковы люди и обстоятельства, окружающие его. И еще от тех задатков, с которыми он родился. В одних обстоятельствах лучше развиваются положительные задатки, в других – отрицательные. Свойства перерастают в склонности личности. Душу человека можно понять, оценив эти склонности. Склонность сочетает в себе устойчивый интерес к чему-либо и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Трудно представить, что произошло бы в обществе, если бы в нем все оказалось дозволено. Люди с отрицательными склонностями дали бы волю своим желаниям. Власть принимает законы, то есть устанавливает те нормы, которые нарушать нельзя. Закон – это общеобязательная норма поведения для всех, установленная государством.
При первобытнообщинном строе не было законов и государства. Но была власть обычаев, авторитет, уважение к старейшинам рода. Древние египтяне считали, что правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат. Судьи были ее жрецами. Древнеиндийские законы представляют собой объединение норм обычного права, моральных норм и религиозных предписаний.
Начиная с рабовладельческого общества, появляются законы для установления порядка, безопасности государства, развития хозяйства. До наших дней дошли законы Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до нашей эры). В Древней Греции, Древнем Риме граждане, достигшие совершеннолетия, давали клятву: «Я буду слушаться властей… и повиноваться установленным законам.… Буду защищать их один и вместе со всеми».
Древние старались избегать мгновенной личной реакции на оскорбление. Они подчинялись суду. При феодальном обществе часто применялся так называемый «божий суд» - поединок. В уголовных процессах обвиняемые должны были доказывать свою невиновность, принося присягу, представляя свидетелей, которые также давали клятву. Если присяге не верили, наступал «божий суд». Не было единого права, существовали так называемые «правды»: Саллическая, Бургундская, Баварская…
При капиталистическом строе законы были приведены в строгую систему. Власть была разделена на законодательную, исполнительную и судебную (следит за выполнением законов). Именно тогда сложились положения, которые стали юридическими аксиомами и действуют в праве большинства стран:
- нельзя судить за действия, которые не запрещены уголовным кодексом;
- нельзя применять не установленные законом наказания;
- человек считается невиновным, пока его вину не докажет суд в установленном законом порядке (презумпция невиновности);
- нельзя осуждать дважды за одно и то же преступление;
- где есть право, там есть и его защита.
Правовая культура человека формируется уже в школьные годы. Дети должны знать, что уголовная ответственность наступает с 14 лет за тяжкие преступления, административная с 16 лет, ответственность по гражданскому праву с 15 лет. Понимать, что состояние опьянения не смягчает вину, не знание закона не освобождает от ответственности, что нельзя проникать в чужое жилье без ведома хозяев или вопреки их воле. Не должны считать, что кража может быть оправдана, если эта вещь очень понравилась.
Законы принимаются и для того, чтобы отрицательные склонности людей не получали свободы, чтобы они сопровождались опасением понести наказание за свои действия, которые нарушают закон. Такие действия называют правонарушением. Когда говорят о нарушении закона, имеют в виду, что нарушается вся система установленных государством и принятых в обществе норм поведения.
Виды правонарушений:
- Дисциплинарный проступок. Нарушается трудовое право (опоздание на работу, прогул, невыполнение распоряжения начальника…);
- Гражданское правонарушение. Нарушается гражданский кодекс (причинение вреда личности, имуществу, нарушение договора, наследственные права…);
- Административное правонарушение. Нарушение административного права, кодекса (мелкое хулиганство, оскорбительное приставание к гражданам, нецензурная брань…);
- Уголовное преступление. Нарушение уголовного кодекса (убийство, грабеж, похищение человека, вымогательство, угон транспортных средств, ложное сообщение о тер акте, хранение и сбыт наркотиков, оружия и т.д.);
- Семейное право регулирует развод, раздел имущества, права и обязанности по воспитанию детей.
Существуют еще жилищное право, авторское право, финансовое право, земельное право, международное право, космическое право…
Основной документ нашего государства – конституция. Она регулирует государственное право, определяет устройство государства, власть, ее органы, права и обязанности граждан. Для того чтобы общество развивалось нормально, его члены должны не только пользоваться правами, но и выполнять обязанности, соблюдать законы. Если человек не уважает права других граждан, к нему применяются принуждение государством, его органами.