В современном мире огромное внимание уделяется вопросу воспитания подрастающего поколения. Неудивительно, ведь дети – наше будущее, именно от них зависит то, каким будет наше общество. Вопрос не из легких, и далеко не всегда результат воспитания отвечает возложенным надеждам и потраченным усилиям.
Воспитание начинается с первых этапов жизни. Народная мудрость гласит: «воспитывать ребенка нужно пока он лежит поперек лавки, а когда уже помещается только вдоль – поздно». Трудно не согласиться, так как часто пробел в воспитании на определенном этапе развития невосполним. Гораздо труднее потом перевоспитать, чем воспитать.
Сегодня многие психологи считают, что основное воспитание ребенок получает в семье. Хотя некоторые родители, ссылаясь на недостаток времени и загруженность на работе, или еще по каким-то причинам ошибочно полагают, что воспитание – это дело учителей в школе. Да, в школе применяется разнообразное воспитание (трудовое, физическое, экологическое и так далее), но основное воспитание – семейное, и начинать воспитывать нужно с младенческого возраста.
В начале жизни потребность в любви у ребёнка и в эмоциональных контактах бывает даже сильнее, чем пищевые потребности. Но когда малыш подрастает, нужно дать ему понять, что за просто так его любить не будут, а только за какие-то определённые черты. Если ребенок поймет, что его любят за его ложь, упрямство или каприз, то он непременно таким и вырастет. Любовь – это инструмент для воспитания, она формирует черты характера ребенка, поддерживая хорошие поступки, а плохие нет.
Иногда родители думают, что если они сами вежливые, внимательные и трудолюбивые, то и дети у них должны быть такими же. Но иногда бывает, что у порядочных родителей вырастают дети-бездельники, а у добрых – эгоисты. Винить в этом можно и школу, и улицу, и телевидение. Но важно задуматься: почему дети не подражают своим родителям, а берут пример со стороны?
Обязательное условие воспитания в семье – сопровождение любого прививаемого действия положительными эмоциями. Конечно, можно заставить ребенка убрать за собой игрушки, накричать на него и он подчинится. Но что явилось стимулом к выполнению задания? Это отнюдь не радость от проделанной работы, а страх быть наказанным. Поэтому подобные методы зачастую бездейственны. Воспитывайте своих детей любовью и добрыми эмоциями, прививайте им лучшие человеческие качества. Ваша главная задача – вырастить достойного и уважаемого человека, независимого, имеющего свое мнение.