Раннее развитие становится все более популярным направлением в современном обществе. Разнообразные техники и подходы, разработанные профессиональными педагогами и психологами, позволяют успешно обучать детей навыкам чтения, письма и счета с самого раннего возраста (вплоть до того, с самого рождения). Перспектива вырастить как минимум одаренную личность очень подкупает сознательных родителей, поэтому тема методик раннего развития является остро актуальной.
Одной из наиболее уважаемых является методика Глена Домана.
О методе и его тестировании
В середине прошлого века медицинский работник Глен Доман разработал специальный метод для обучения детей с ограниченными возможностями. Вся система образования базировалась на демонстрации карточек, что повышало эффективность усвоения материала даже у тех детей, которые испытывали по состоянию здоровью значительные проблемы с обучением. Позже тот же метод был апробирован на здоровых детях, результаты были также положительные.
Плюс методики заключается в том, что она является очень простой и не требует никаких специальных навыков, так что каждый родитель может в домашних условиях самостоятельно проводить занятия с использованием карточек Домана.
Методика основана на одновременной стимуляции различных зон мозга: зрительной, слуховой, речевой, что обеспечивает всестороннее развитие ребенка, увеличивает его словарный запас и расширяет кругозор.
Структура занятий
Для занятий потребуются карточки, распределенные по видовому признаку (овощи, фрукты, предметы быта, домашние животные, явления природы и так далее), на карточке изображен объект и крупными буквами написано его название. Каждая карточка демонстрируется ребенку сначала по 5 секунд, затем время на демонстрацию одной карточки увеличивается, можно дополнять произнесенное название описание свойств, истории появления. Постепенно увеличивается и количество карточек от 5 до 25. Занятие проводится три раза на протяжении одного дня в то время, когда ребенок находится в хорошем настроении. Далее можно переходить от одной группы карточек к другой, выявляя связи между ними.
Необходимо учесть:
- занятие нужно начинать и завершать, когда у ребенка есть актуальный интерес;
- проводить занятия необходимо регулярно, вне системы результата достичь не удастся;
- за успехи ребенка необходимо поощрять активной похвалой.
Плюсы методики:
- небольшое количество дидактических материалов, легкость в их изготовлении;
- не требует больших затрат времени;
- проста в понимании и применении.
Недостаток методики заключается в больших объемах информации, которой загружается мозг ребенка. Так как всю эту информации он не сможет применять и закреплять на практике, то со временем она просто забудется и часть стараний окажутся бессмысленными.