Все больше художников используют в своих работах данные с мобильных приложений для самоанализа, доказывая, что творческая работа является не только продуктом своего времени, но и технологий. В данной статье речь пойдет о взаимоотношении творчества, человеческого бытия Hi-Tech, а так же о том, что границы между этими областями становятся значительно размытыми с течением времени.
Динамика жизни
Вряд ли Клод Моне достиг такого успеха, если бы не изобретение портативных тюбиков для краски, которые позволили ему работать на улице и экспериментировать с изображением естественного света. Вряд ли Энди Уорхол стал бы тем, кем мы его знаем, если бы не обращался в своих работах к кинозвезде современности Мэрилин Монро или банок с супом «Кэмпбелл», заполнявших прилавки магазинов. Искусство всегда было продуктом доступных художнику технологий, так же как и социополитических обстоятельств. Современное искусство не является исключением. Все больше художников сегодня работают с данными и создают концептуальные работы на основе информации, собранной мобильными приложениями, GPS-трекерами и научными сообществами.
Таких художников можно разделить на две категории: те, которые работают с большими массивами научных данных, и те, которые используют инструменты цифрового самонаблюдения. Бостонская художница Натали Мибах относится к первой категории: она превращает информацию о погодных условиях в сложные скульптуры и музыкальные произведения. Так же Дэвид Маккендлес визуализирует бюджеты военных расходов в виде простых и поразительных диаграмм. Можно сказать, что представители этого жанра придают большим массивам информации определенную эстетическую форму. Но многие художники, исследователи и кураторы также убеждены, что работа с такими данными - это не просто сведение людей к цифрам, а способ привлечь внимание к сложным проблемам современности.
Искусство обращается к проблеме неопределенности человеческого существования: «Почему я живу? Что отличает меня от других?».
Поэтому неудивительно, что все больше художников сегодня начинают работают с данными. В конце концов, почти каждое взаимодействие человека с цифровыми технологиями генерирует данные: всякий раз, когда мы рассчитываемся кредиткой, отправляем смс-сообщение или пользуемся навигатором фиксируется определенная информация о нашей жизнедеятельность. Как недавно писал журнал The Economist, сегодня смартфон стал настоящим персональным компьютером, ключевой инновацией нашего времени, которую можно сравнить с механическим часам или автомобилем в прошлые столетия.
В то же время в последние годы произошел всплеск практик самонаблюдения (self - tracking) - от подсчета калорий до применения мобильных приложений, фиксирующие изменения настроения. Подобно отпечаткам пальцев, каждый человек обладает уникальным набором данных. Но самое интересное, что все эти цифры могут помочь нам лучше себя понимать. Эта информация не просто подробно документирует жизнь в начале XXI века. Она способна раскрыть нам кое-что более глубокое и важное.
Это мнение разделяет американская художница Лори Фрик. Она считает, что сами цифры являются слишком абстрактными и ни о чем нам не говорят, но мы интуитивно - и эмоционально - реагируем на узоры. В своей работе она визуализирует данные самонаблюдения, строя на их основе объекты и масштабные инсталляции. Одна из них называется «Подвижные данные» (Floating Data) и представляет собой алюминиевую конструкцию в два этажа высотой, изображающая пешеходные маршруты художницы. Для создания этой работы Фрик посчитала свои шаги с помощью приложения Fitbit и соединила это с информацией о месторасположении благодаря программе OpenPaths и GPS-навигатора на телефоне.
В работе под названием Moodjam Фрик из тысяч ламинированных дощечек создала серию полотен, которые визуализируют ее душевное состояние. В течение многих недель она собственноручно фиксировала свои чувства с помощью онлайн-дневника Moodjam, который позволяет пользователям выражать свои эмоции через цвет. Меньшие работы из этой серии отражают изменения ее настроения в течение суток; в основу масштабных произведений легли недели наблюдений за своей эмоциональной палитрой. Также Фрик создавала работы на основе других данных о своей повседневной деятельности.
С помощью программы ManicTime на ноутбуке и Moment на айфоне художница в течение месяца отслеживала каждый свой клик и прикосновение к экрану. Фрик убеждена, что ее творчество - это не просто визуализация информации, а метафора человеческого опыта, поэтому она должна быть зачислена именно к искусству
Граница между представлением данных и искусством данных часто размыта, и в художественной среде иногда с трудом различают эти два понятия. Например, на недавней выставке в Нью-Йоркском музее современного искусства была представлена работа Million Dollar Blocks - серия карт на основе данных о системе уголовной юстиции. По данным исследователей, среди двух миллионов заключенных в США непропорционально много людей происходят из всего нескольких районов в городах. Карты имеют цель поднять этические и политические вопросы по реформе уголовной юстиции, и успешно с этим справляются. Но работу MillionDollarBlocks можна считать скорее эффективной презентацией данных, чем произведением концептуального искусства, в котором начальная идея художника важнее реализации.
На выставке в Музее американского искусства Уитни было представлено произведение Ганса Гааке 1971 года «Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шепольской и др., социальная система в реальном времени» (Shapolsky et al Manhattan Real Estate Holdings, A Real Time Social System). Работа содержит 146 фотографий многоквартирных домов Манхэттена, карт Гарлема и Нижнего Ист-Сайда, а также графики, отражающие право собственности на эту недвижимость. Гааке собрал эти данные из открытых источников, и это произведение, согласно объяснению музея, является примером «институциональной критики», которая «документирует сделки одного из крупнейших владельцев недвижимости в бедных районах Нью-Йорка в течение двух десятилетий». Но в мире яркой графики эффективная презентация данных сама по себе не является убедительным искусством, и не каждый важный массив данных поднимает экзистенциальные вопросы.
Информационные потоки
Доступные нам инструменты делают самонаблюдение более эффективным, чем когда-либо, но современные художники, работающие с данными, - далеко не первые, кто через творчество пытается найти смысл в монотонности повседневной жизни. Например, итальянский художник-маньерист Понтормо с января 1554 по октябрь 1556 вел дневник, в котором записывал количество потребленной им пищи, погодные условия, симптомы болезни, посещение друзей и даже движения кишечника. А в 1970-х японский концептуалист Он Кавара создал серию работ по самонаблюдения «Я встал, я пошел, я встретился», в которой тщательно записывал ритмы своего дня. Кавара ставил на почтовых открытках печати со временем своего пробуждения, обозначал свои ежедневные передвижения на ксерокопиях карт и писал перечни людей, с которыми встречался в течение 12 лет.
«Вы когда-нибудь задумывались о том, как много о вас известно?» - спрашивала когда-то Лори Фрик. Не только то, что можно найти в гугл и социальных сетях, но и то, что знают о вашем характере определенные компании. Если у вас есть «Киндл», то Amazon знает, как быстро вы читаете и пропускаете ли разделы. Netflix знает, злоупотребляете ли вы сериалами. Система электронного взимания пошлины за проезд E-ZPass знает о ваших передвижениях. Фрик понимает, что такие виды сбора данных могут вызвать дискомфорт, ведь мало кому нравится мысль о том, что правительство или Google контролируют каждое наше движение. Но как художница она видит свою роль в том, чтобы убедить людей хотеть больше личных данных - независимо от того, кто их собирает.
«В узорах данных вырисовывается картина того, кто мы такие», - говорит Фрик. Искусство данных не может передать чью-то суть - если таковая вообще существует - лучше, чем отпечаток руки на стене пещеры. Но, по мнению художницы, искусство личных данных может достичь того, на что не способны традиционные художественные формы. Оно позволяет зрителям четче увидеть свои индивидуальные особенности и понять о себе некоторые вещи, о которых они забыли или даже никогда не знали. «Мне кажется, люди уже устали переживать по поводу того, кто отслеживает их данные, - говорит Фрик. - Я говорю, что не стоит бояться данных. Собирайте свои данные и добывайте из них пользу». В подтверждение своих идей она создала бесплатное приложение Frickbits, которое позволяет любому создать «Селфи по данным», превратив личные данные в персональное произведение искусства.
Но даже сегодня искусство данных - это не только гугл-карты и айфоны, но и традиционные медиумы. Одной из первых представительниц этого жанра была Даника Фелпс, которая в течение длительного времени документировала свою личную и финансовую жизнь с помощью основательной системы списков, графиков и диаграмм. В своем текущем проекте Income's Outcome она отслеживает суммы денег, заработанные на продаже ее картин. Каждый раз, когда кто-то покупает работу из этой серии, она создает новую серию рисунков, изображая, на что она потратила вырученные деньги. Эти рисунки показывают, как потребление и долг являются неотъемлемой частью нашей идентичности.
Искусство постоянно расширяет свои рамки, считает Харви Молотч, профессор социологии в Нью-Йоркском университете. Поп-арт вобрал в себя комиксы и обычные банки супа. Экспрессионистское произведение Эдварда Мунка «Крик» передало тревожность и обособленность современной жизни. «Теперь самая новая тенденция - это цифровая личность, которую, конечно, подхватили и художники, - объясняет он. - Искусство и среда всегда взаимодействуют».
В 2007 году редакторы журнала Wired обозначили новое движение, которое назвали «Количественная личность» (Quantified Self). Сегодня это движение насчитывает десятки тысяч участников, которые собирают данные и таким образом исследуют свое тело, разум и личность. Как объясняет, профессор коммуникаций и соавтор будущей книги TheQuantifiedSelf Джина Нефф, «датификация» - это новый культурный процесс, в рамках которого люди имеют огромное доверие к данным. Данные все больше проникают в нашу жизнь, и граница между данными и личностью оказывается там, где сам человек хочет ее провести.
Впрочем, остается вопрос, будет ли существовать искусство данных так же долго, как простой и убедительный отпечаток руки на стене пещеры. С одной стороны, искусство данных может оказаться лишь звеном в цепочке художников, которые записывают и выставляют свой личный опыт - кто-то из них будет представлен в ведущих музеях мира через десятки лет, а кто-то отойдет на обочину. С другой стороны, искусство данных можно считать верхушкой самовыражения - цифровым отражением, которое больше говорит о современном человеке и неотвратимом ходе времени, чем любое другое искусство, созданное до этого.