С чего начинается булимия?
Нередко впоследствии даже сами больные не могут с точностью определить момент, когда они решили начать худеть, и вспомнить, какую ставили перед собой цель, что послужило толчком, стало побудительным мотивом. У каждого, конечно, индивидуальный сценарий развития анорексии. Кого-то дразнят в школе за незначительное превышение веса, и девушка решает втайне ото всех во что бы то ни стало обрести стройность. Кто-то является поклонником глянцевых журналов и худеньких красавиц на их обложках. Кто-то решает, что, похудев, ну уж точно понравится соседу Коле, обалденному парню. Иногда никто ничего не решает, а просто отказывается от еды, потому что плохо. Очень часто это связывают с психическими травмами, как, например, случилось с моделью Карен Элсон. Ее родители развелись, когда девочке было 7 лет. С этого времени у Карен изменилось отношение к жизни и... к пище. Душевное потрясение оказалось настолько сильным, что все годы на пути к славе она то предельно жестко ограничивала свое питание, то периодически наедалась и вызывала у себя рвоту, чтобы не поправиться. Ее карьера в модельном бизнесе удалась, а вот сложилась ли счастливо ее жизнь? Остается надеяться, что, начав путь к исцелению, Карен не остановится. В данной статье речь пойдет о британской пивце, гитаристке, автору песен и супер модели - Карен Элсон.
Основные причины развития булемиии
Нередко поводом для развития заболевания являются внутрисемейные конфликты между девушкой-подростком и ее родственниками. Отмечено, что чаще всего семьи заболевших принадлежат к высшим социальным слоям, то есть имеют очень хороший достаток. При этом матери пациенток сами озабочены состоянием своей фигуры и регулярно контролируют вес. Такие дамы обычно жестко мотивированы на социальный успех, карьерный рост и к тому же призывают своих дочерей. Как правило, девушки из таких семей отличаются прекрасной успеваемостью в школе и высших учебных заведениях, они тяжело переживают получение на любом экзамене оценки ниже, чем «5». Наша героиня в своих записях старательно игнорирует тему семьи. Из скупых упоминаний становится ясно, что ее родители не живут вместе, из других родственников фигурирует только брат, а сама Аня делает все, чтобы только оказаться как можно дальше от своих родных. Скорее всего, хотя она и говорит о том, что ее родители замечательные, девушка тоже тяжело переживала их расставание и до сих пор не может этого им простить.
Существуют различные психологические теории развития нервной анорексии. Одни специалисты придерживаются мнения, что отказ от пищи и следующие за этим изменения гормонального статуса возвращают заболевших девушек в препубертатный период (собственно, с возникновением аменореи так и происходит) и связано это со страхом взросления и психосексуального развития. Другие считают, что, отказываясь от пищи и худея сверх всякой меры, девушки стремятся привлечь таким образом внимание к себе. Они страдают от нехватки любви со стороны близких, а любить себя сами еще не умеют. Возможно, что правдивы обе теории. Но на практике, похоже, побеждает вторая.
Нередко родители девушек, больных анорексией, замечают патологическое состояние своих дочерей только тогда, когда те начинают падать в голодные обмороки. В случае Ани все еще проще: она живет отдельно, мало того, в другой стране, и мать узнает о ее болезни только на далеко зашедшей стадии, когда дочь напишет ей письмо.
Согласно еще одному объяснению, анорексия развивается вследствие стремления контролировать свой вес в условиях, когда остальные аспекты жизни выходят из-под контроля. Чтобы удержать себя в рамках, убедиться, что все хорошо и «ничего не происходит», нужен хотя бы один стабильный показатель. Переключаясь на мысли о массе собственного тела, девушка игнорирует остальные, действительно существующие проблемы. В этом случае анорексия играет роль того иллюзорного места, куда больная убегает от реальности. Но как бы то ни было, болезнь развивается, и здесь нужно четко осознавать: страдающие анорексией не могут сами распознать свое состояние, как болезненное. Такова особенность любой психической патологии, это называется «отсутствие критики к своему состоянию». Поэтому достучаться до разума пациентки, приводя какие-то логические доводы, не смогут ни родители, ни друзья. Только своевременное обследование у психиатра может выявить анорексию на ранней стадии. В действительности трудно определить, где та пресловутая грань между нормой и патологией. Тем более что девушки искусно скрывают мотивы своего поведения. Обычно до начала болезни они характеризуются друзьями и родственниками как послушные дочери, достаточно мягкие в общении личности, хотя и нацеленные на успех и быстрое достижение результата в любой деятельности. Но как различить свойственное всем подросткам стремление самоутверждаться и болезненную враждебность, которую проявляют заболевшие анорексией?
Как определить подлинную булимию
В возрасте пубертата вообще свойственны эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность в поведении девочки-подростка, которые объясняются некоторой функциональной незрелостью головного мозга и преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Для данного жизненного этапа характерны быстрая смена настроения, критичность в оценках окружающих и особенно взрослых, стремление все проверять на практике. Однако в норме это необходимо для становления личности. И чтобы повзрослеть, девочка-подросток должна самоутвердиться, выйти из зоны опеки со стороны родителей. Психологи описывают более десяти типов поведенческих особенностей, характерных для девочек и девушек в пубертатном периоде, однако наиболее значимыми и наблюдающимися в той или иной мере почти у каждой девочки-подростка являются реакции эмансипации, оппозиции, группирования и имитации. Если взрослый мир разочаровал девушку и кредит доверия родителям полностью исчерпан, доминирующими в ее поведении будут проявления реакции оппозиции. Она противопоставляет себя взрослым людям, не подчиняется нормам и правилам поведения, принятым среди них. Это протест. Даже если девушка ощущает внутреннюю неправоту своих действий, она продолжает себя так вести, исходя из собственных представлений и убеждений в своей отчужденности и независимости от взрослых. И реакция протеста будет проявляться тем сильнее, чем более безапелляционно родители станут требовать вернуться в рамки прежней модели поведения послушной девочки. В такой ситуации только мягкость и признание за девушкой-подростком ее прав на личное мнение могут исправить ситуацию. И не следует ждать быстрого результата от одной или даже нескольких доверительных бесед.
«...Слишком рано меня выпихнули в этот взрослый мир. Слишком много у меня есть, поэтому чего-то нужно лишать себя самой. Пусть это будет еда. Нелогично, неправильно, глупо, насмешливо и по-детски? Но что мне сделать? Как убежать от этого одиночества, от жмущей на все внутренности боли и тоски? Я бешусь с жиру? Я имею очень много и не знаю, куда приткнуть свою попу? Да. Но что я могу изменить? Многое. Но как? Я — слабое существо, прогрызенное до кости, избалованное и никчемное. Вот и все. У меня нет силы встать и сделать что-то для мира. Просто потому, что я наивна и глупа. Я не знаю, что могу сделать. И никому нет дела до меня, чтобы ткнуть носом в мое же дерьмо, на которое я наступаю каждый день, чтобы научить и показать. Анорексия — болезнь слабых, жалкая попытка доказать миру, что хоть в чем-то ты силен. Но силен ты лишь в одном — в своей слабости и отсутствии ума. Я делаю это не потому, что хочу кому-то что-то доказать. Я делаю это потому, что мне больше нечего делать. Мне скучно в этом мире. И я устала. Устала оттого, что мне некуда себя деть, устала от изобилия и всего на подносе. Мне не надо выживать. Поэтому надо создать условия, чтобы выживать пришлось. Но сначала необходимо себя убить...»
О реакциях и стадиях булимии
Реакция группирования также является характерной чертой пубертатного периода. Поскольку родители и семья в целом перестают быть доминантой в жизни девушки, она ищет признания и одобрения со стороны сверстников. Обычно в это время каждая девушка-подросток входит в ту или иную компанию, которые выбираются ею исходя из основных интересов (музыка, спорт, другие увлечения) или по территориальному признаку (двор, школа или микрорайон). Законы группы становятся главными и более важными, чем требования родителей. И здесь им следует проявить осмотрительность. Идеальный вариант, конечно, предоставить свою квартиру для встреч девочки с друзьями и подругами. Тогда наверняка можно быть в курсе всех их дел. Но как правило, родителям некогда. Общая непомерная загруженность и озабоченность зарабатыванием денег лишают их возможности общаться со взрослеющими дочерями, тем более с их друзьями. А ведь это очень важно: оставаясь на молодежной волне, можно вовремя вмешаться, если характер отношений в группе покажется неадекватным. В целом же нужно стремиться к тому, чтобы девушка-подросток в случае появления проблем обращалась к родителям, а не к подружкам.
Реакция имитации, или подражания, в ряде случаев бывает довольно безобидной, но только не тогда, когда пример для подражания оказывается чересчур стройным. Сама реакция имитации заключается в том, что девочка-подросток выбирает себе кумира, который может быть поп- или рок-звездой, известным спортсменом или ведущим ток-шоу. Затем вырабатывается слепое подражание кумиру в одежде и поведении. И в случае с развитием анорексии это может быть очень опасно. Однако лучше избегать открытого осуждения или осмеяния самого кумира или девочки. Если поведение взрослеющей дочери вызывает у родителей слишком яркие негативные эмоции, им нужно сделать над собой усилие и максимально отпустить ситуацию, посмотреть на все происходящее как бы со стороны. Возможно, что дочь старается привлечь внимание к своим проблемам, ей не хватает родительской любви и понимания. Кстати, так часто и происходит у девушек, которые заболевают анорексией.
Реакция эмансипации характеризуется стремлением покинуть зону опеки взрослых. Это основная черта поведения девушки-подростка. Она все усилия прикладывает к тому, чтобы доказать взрослым (и в первую очередь родителям) свою самостоятельность и личную значимость. При этом доминирует идея свободы от запретов и ограничений детства. Поскольку экономической независимости современные подростки достигают даже позже своих сверстников начала прошлого века, они выбирают независимый стиль поведения, самостоятельно решают, с кем общаться, одеваются согласно подростковой моде, не считаясь с мнением взрослых.
В таких условиях вполне возможны конфликты между родителями и дочерью, но только если со стороны первых девушка будет встречать непонимание и осуждение. Когда в семье в целом благоприятная обстановка, а дочь излишне озабочена своим самоутверждением, ведет себя вызывающе или даже агрессивно, имеет смысл обратиться к психологу или психотерапевту. При развитии нервной анорексии могут иметь место именно такие поведенческие особенности. И конечно, все девушки-подростки обычно крайне предвзято относятся к собственной внешности. Поэтому, если присутствует даже небольшой избыток веса, может появиться тайное стремление похудеть. Как правило, девочка в периоде пубертата и так не слишком склонна делиться с кем-то из родных своими личными переживаниями. А тем более ставить в известность о каких-либо проблемах. Конечно, нет ничего плохого в том, что девушка хочет иметь красивую фигуру. Сейчас речь идет не об этом. И даже не о том, что навязанный всем нам идеал красоты сильно отличается от норм, принятых медициной и считающихся необходимыми для здоровья. Стремление соответствовать принятому стандарту очень характерно для психики подросткового возраста. Поэтому каждому ребенку еще задолго до периода пубертата нужно объяснять, что он индивидуальность, что каждая девочка — девушка — женщина красива по-своему. Иначе в наших условиях постоянного давления массовой культуры рост заболеваемости нервной анорексией будет продолжаться.
Формирование низкой самооценки психологи связывают с недостатком любви, тепла и внимания, которые девочка должна получить в собственной семье. Именно на фоне низкой самооценки и развивается начальная стадия анорексии — страх быть некрасивой, дисморфофобия. Именно он и является первым шагом к заболеванию. То, что, по мнению девушки-подростка, некрасиво — недостаточно стройная талия, или бедра, или даже просто широкие скулы, должно быть исправлено, и к этому прилагаются все возможные усилия. Как правило, в ход идут повышенные физические нагрузки и ограничения в калорийности рациона. И вот уже изменения на лицо — утрачены первые «лишние» килограммы. Самое время остановиться, но болезнь только начинается. Вместо удовлетворения от успехов девушка продолжает опасаться своей мнимой полноты. Она может быть подавленной или казаться угнетенной, но не попросит помощи. Напротив, ее мнение о собственном «дефекте внешности» будет усугубляться, а стремление к похудению — становиться все более сильным. Однако сосредоточенность на собственном весе и фигуре не противоречит внутренним установкам, поэтому не имеет характер навязчивости и не сопровождается тревожностью, что отличает нервную анорексию от невроза навязчивых состояний. Не столь часто, но подобное сочетание все же встречается, и тогда удается выявить другие навязчивые состояния — страх загрязнения, заражения чем-либо и пр.
Итак, в начальной стадии заболевания анорексию можно заподозрить, если у девушки подросткового или юношеского возраста присутствует:
- выраженная озабоченность своей фигурой, калорийностью пищи, диетами при наличии явного снижения веса;
- навязчивый страх перед возможностью пополнеть;
- отрицание у себя чувства голода;
- стремление избегать ситуаций, связанных с приемом пищи;
- чрезмерная физическая активность.