Психолог Эрик Эриксон создал свою теорию личности, в которой подробно описал путь формирования личности человека в процессе прохождения психосоциальных стадий развития. Всего ученый выделил восемь этапов, каждому из которых соответствует определенный возрастной период. Каждая стадия завершается новообразованием в личностной сфере.
Первой из стадий является младенчество. А образование этого возраста - базальное доверие. Таким образом, получается, что доверие к миру в той степени, в какой оно сформировалось на протяжении первого года жизни, является той почвой, на которой в дальнейшем растет и развивается личность и ее сознание.
Максимально гармоничное всестороннее развитие возможно лишь в том случае, если у ребенка сформирована способность доверять и строить доверительные отношения с социальными кругами, которые по мере взросления будут становиться все шире. В случае, когда доверие сформировано, социализация будет вызывать интерес и происходить быстро и успешно.
Если же базальное доверие отсутствует или развито недостаточно, социальный и эмоциональный интеллект будут развиты недостаточно, а в характере будет отмечаться такая черта, как личностная тревожность.
Многие ученые отождествляют базальное доверие с уверенностью, и в этом есть своя логика, ведь доверие является почвой, а без почвы под ногами уверенно чувствовать себя в жизни не представляется возможным. К тому же отсутствие доверия является причиной формирования таких черт характера, как подозрительность и паранойя, что влияет на стратегию поведения и модель отношений, которые человек будет строить с социумом и его отдельными объектами.
Для человека, наделенным доверием, мир - это безопасное и комфортное место.
Базальное доверие формируется на основании:
- материнской любви;
- материнской заботы;
- удовлетворения витальных потребностей;
- эмоционального фона и ведущего настроения в семье.
Следовательно, первый кризис - проблема доверия связан с качеством родительской заботы о ребенке. В том случае если кризис "доверие-недоверие" не разрешится или разрешится неблагоприятно на первой стадии развития, этот внутренний конфликт и состояние фрустрации будет проявляться и на дальнейших стадиях, оказывая негативное влияние на развитие и проявляясь на последующих этапах.