Если, подойти к прохожему человеку на улице и спросить: слышал ли он о психологии, - какова вероятность, что ответ будет отрицательным? Предположительно, малая. Но, к сожалению, около психологические слухи не всегда позволяют правильно понять, что речь идет не о хобби, развлечении или одной из эзотерических практик, а о полноценной самостоятельной дисциплине.
Об этом, несомненно, давно следует заявить громко и во всеуслышание. Предметом изучения психологии является душа, чем обусловлена специфика используемых в работе подходов и методов. Нелегкий и длительный путь, пришлось пройти этой науке для того, чтобы получить статус экспериментальной. В самом начале ученые прибегали лишь к единому методу при постижении психических процессов и явлений - наблюдению, которое было направлено на внешний объект или же на самого себя (интроспекция).
Достижения исследований были при этом субъективными и не расценивались едино верными и достоверными. Современная же экспериментальная психология значительно пополнила арсенал используемых методов исследований, что позволяет повысить их объективность и результативность.
Рассмотрим детальнее, каким образом психологи исследуют актуальные для науки на сегодняшний день явления и проблемы.
- В первой группе объединены так называемые организационные методы:
- поперечные и продольные (лонгитюдные) срезы. В первом подходе диагностика проводится единовременно на нескольких отличных выборках, различающихся между собой по существенному признаку (возраст, статус, тип темперамента, наличие или отсутствие того или иного опыта и другие). Преимуществом, поперечного среза является получение результатов и возможность их интерпретации в быстрые сроки. При применении лонгитюдного метода в исследовании, участвует только одна группа или объект, но диагностика проводится в динамике, что значит изучение одного качества в разные периоды времени или же в отличных условиях. Главным преимуществом продольного среза считается дополнительная возможность выявления движущих сил и кризисных периодов;
- сравнительногенетический метод – определение связей и преобразований возможно при сопоставлении и анализе нескольких репрезентативных групп;
- комплексный метод, при котором исследование проводится на стыке нескольких наук с целью выявления наличия взаимосвязей.
- Вторая группа - эмпирические методы, которые подразумевают получение данных в ходе осуществления анализа жизненного опыта:
- приемы, используемые в психологии со дня появления науки - внешнее наблюдение и интроспекции. Правила наблюдения: наблюдение не может быть хаотичным, его следует проводить систематически, следуя предварительному плану и целям, используя подходящий объект и методы интерпретации полученной информации;
- эксперимент: лабораторный, естественный, формирующий. В ходе лабораторного эксперимента, объект исследования, помещается в условия лаборатории со специально созданными условиями. При естественном эксперименте, объект не перемещается из привычных условий среды, исследование проходит в ситуациях, соответствующих поставленным целям. Формирующий эксперимент совмещает в себе характерные черты средства диагностики и средства влияния или формирования, что объясняется активным участием экспериментатора в процессы исследования.
- психодиагностические методики, в числе которых беседа, тест, опросник, проективная методика, социометрия и прочее;
- анализ продуктов деятельности человека.
Само по себе исследование не имело бы достаточного веса и легко могло бы быть обесценено, если бы не методы коррекции и методы обработки и интерпретации полученных данных, используемые на последующих этапах.
Коррекционные методы -это психологические консультации, групповые или индивидуальные тренинги, психотерапевтические практики.
Методы обработки данных делятся на количественные и качественные. Анализ результатов осуществляется с использованием методов математической статистики.