Взаимозаменяемые или товары-субституты окружают нас повсюду. Люди для получения большей прибыли и при этом меньших затрат на производство придумали их. Они также выгодны и потребителям. Все дело в том, что порой один субститут стоит дешевле другого. Отсюда начинается конкуренция на рынке взаимозаменяемых продуктов.
Суть товаров-субститутов
Товары-субституты - это сопоставимые по своим функциям, цене, качеству товары. В настоящее время из-за высокой конкуренции на рынке их цена бывает очень низкой, что способствует большому спросу, но рентабельность при этом невысокая, а соответственно и прибыль. Поэтому не все хотят сегодня производить субституты. К таким можно отнести швабру и веник, ручку и карандаш, пластмассовые и металлические трубы, кофе и чай. Ясно, что есть некоторые свойства и функции одного изделия, которые не восполнить другим похожим. Но в целом они взаимозаменяемы.
Суть спроса на такую продукцию заключается в следующем: чем выше стоимость одного из продуктов, тем больше спрос на заменяющий его, цена которого ниже. Существует два вида взаимозаменяемости:
- совершенная;
- относительная.
Совершенная или абсолютная взаимозаменяемость состоит в том, что можно воспользоваться только одним товаром-субститутом и абсолютно не думать о другом. Так, при прокладке водопроводных труб можно воспользоваться только полимерными пластмассовыми трубами и абсолютно не думать об использовании старомодных стальных или медных труб.
Относительная взаимозаменяемость является как бы переменной величиной в каждой конкретной ситуации. То есть, плов, например, можно приготовить, добавив в него говядину, а жаркое быстрее приготовится и лучше получится на вкус с использованием курицы. Или ездить по простым городским дорогам удобнее на малолитражном автомобиле, но выезжая на дальнюю дорогу, лучше пересесть на внедорожник, особенно если поездка действительно планируется по бездорожью. Таких примеров можно много описать.
Производители товаров, у которых нет замены, являются монополистами. Они получают 100 процентов прибыли от производимого изделия, с учетом налогов, конечно. Так было и есть с некоторыми фармацевтическими компаниями. Некоторые производят единственное в своем роде лекарство для борьбы с онкологическими заболеваниями, другие занимаются выпуском препаратов для улучшения и лечения мужской потенции.
Субститут можно определить по возможности и степени удовлетворения потребностей, которые может удовлетворить оригинал. Удовлетворению жажды может способствовать как газированная вода или напиток, так и простая чистая негазированная вода. Или взять хотя бы сахар и заменитель сахара. Понять, что это заменитель, очень просто: на вкус или прочитав этикетку. Как же выбрать нужный нам продукт из множество таких же по свойствам и функциональности? Ответ кроется в цене на продукт. Если цена на заменитель выше оригинала, то, конечно же, выбор падет на оригинал и наоборот. Для того и были придуманы субституты, чтобы удовлетворить ту же потребность за меньшие деньги.
Критериев выбора нужного изделия много. Понять, какой лучше подходит можно не только по цене, но и по составу продукта, если это что-то съедобное или это что-то можно выпить. Также в ход идет такой показатель, как удобство покупки продукта, насколько близко он находится от потенциального покупателя. Ясно, что потребитель не поедет за 10 километров за сметаной, когда можно купить майонез поблизости в коммерческом магазине. Доступность товара всегда играла одну из важнейших ролей на рынке.
Товары-комплементы
Комплементарным товар называется, когда он не может заменить какой-тодругой, но без него обладать другим продуктом в определенных условиях нет смысла. Товары-комплименты - это дополнения к другому продукту, аксессуары, если так можно выразиться. К ним можно отнести наушники для телефона или плеера, зарядное устройство для тех же гаджетов или для компьютера, маленькая ложка к кофейной чашке в посудном сервисном комплекте и т.д.
Существуют два виды взаимодополняемости:
- абсолютная;
- относительная.
Комплементы входят в группу абсолютной взаимодополняемости, когда ни один из товаров в комплекте не приобретается без другого, а спрос падает на оба, если одного из них нет в комплекте. Так может произойти с замком без ключей, отпирающих его.
Суть относительной взаимодополняемости в том, что можно купить только один из нескольких комплементарных товаров и не прибегать к помощи другого. Это можно показать на примере ноутбука и стандартной компьютерной мыши. В этом случае стандартная мышь еще является и субститутом. Она не только комплементарный аксессуар к ноутбуку, но и заменяет его сенсорную панель, с помощью которой и производятся операции с курсором. Поэтому мышь здесь и не нужна.
Итог
Итак, остается добавить: ни в коем случае не стоит путать субституты и комплементы. Это две разные категории товаров.