Понять, как нарисовать степь самому и передать великолепие пейзажа, можно только проникнувшись ее свободолюбивым духом. Степь для горожанина из каменных джунглей может показаться местностью слишком однообразной, где взгляду, в буквальном смысле слова, не за что зацепиться. Однако для степного жителя родной пейзаж всегда будет прекрасен, поскольку в этом широком пространстве веет ветер свободы.
Красоту степи можно воспринять, лишь затерявшись в ее бескрайних просторах. Здесь негде укрыться от природной стихии — нет ни гор, ни деревца, есть лишь ровная, как стол, поверхность. Зимой степь укрывается толстым и пушистым снежным одеялом. Трудно придется тому путнику, что окажется здесь в лютую стужу и метель.
Весной степной пейзаж меняется, буйствует многоцветье красок — молодая и сочная зелень шелковистых трав, яркие цветы. Теплые дожди и чудесные радуги, неповторимый аромат растений и пение птиц рождают ощущение слияния с природой.
В своих выдающихся произведениях русские художники девятнадцатого и двадцатого веков воспевали великую и открытую всем ветрам степь — это В. В. Верещагин, А. Ф. Чернышов, Н. Н. Каразин, А. К. Саврасов.
Знаменитое полотно Саврасова «Степь днем» — дивно утонченная техника рисунка. Нежная палитра, которая наиболее полно отражает пастельные цветовые переходы. Небо словно сливается с землей, вся композиция картины создает прекрасный цельный образ бескрайнего простора, уходящего далеко за горизонт. Здесь только небо, широкая степь, птицы и манящий прохладой ручей.
Как рисовать такой пейзаж
Это совсем несложная тема для непрофессионала. Как правило, школьный уровень для задания «нарисовать степь» — 4-й класс. То есть с этим способен справиться даже ребенок.
Главное условие для создания хорошего рисунка степи — это правильная прорисовка линии горизонта. Нужно учитывать, что не бывает в природе идеально ровных линий. В рисунке следует отразить глубину открывающегося перед взором пространства. Достигается это размытием заднего плана и более четким изображением переднего. Предметы, расположенные ближе к условному горизонту, сглаживаются, оттенки приглушаются и смешиваются. Так возникает эффект перспективы.
Инструменты
Перед тем как приступить к рисованию, нужно подготовиться, подобрать необходимые инструменты:
- Бумага — альбомная для карандаша и акварельная непромокаемая для красок.
- Карандаши должны быть разной степени твердости. Более мягкие потребуются для штриховки и растушевки, чтобы правильно передать полутона, цветовые переходы. Более твердые карандаши будут необходимы для прорисовки контуров — например, веток кустарника на переднем плане.
- Ластик для исправления ошибок и неточностей.
- Мягкая кисть, можно взять макияжную, губку, кусочек ткани или замши — используется для растушевки.
Особенности изображения
Каждый художник прежде чем прикоснуться к холсту, определяет свою задачу — что именно он желает передать зрителю. Безграничную ширину степи или четкое, детальное изображение — цветы, травы, ветви кустарника. На чем именно будет сосредоточено внимание зрителя, а какие моменты окажутся второстепенными.
Поэтому сначала в своем воображении нужно определить границы пейзажа, его масштаб. Соответственно, выбирается и расположение самого рисунка — горизонтальное или вертикальное.
Следует также определиться, какие именно детали будут находиться на переднем плане, какие — на заднем.
Использовать цвета во время работы лучше, продвигаясь от светлых оттенков к темным. Так удобнее будет рисовать, постепенно увеличивая цветовую насыщенность изображения. Поэтому сначала нужно понять, какие именно части рисунка будут иметь самый светлый оттенок.
Если рисунок выполняется красками, сначала нужно нанести основные цветовые пятна, и лишь затем выполнять тени. Необходимо всегда отслеживать направление тени, ее насыщенность. Это зависит от формы и цвета предмета, который отбрасывает тень. Одновременно с этим требуется учитывать цвет фона той поверхности, куда тень ложится.
Художник может передать не только время года, но и само ощущение тепла или холода изображаемого пейзажа. Степь — место, обычно засушливое и жаркое в летнюю пору. Для создания ощущения летней жары достаточно передать иллюзию испарения, движения волн жаркого воздуха в виде миража. Для этого нужно всего лишь размыть волнистыми линиями фон с помощью смоченной в воде кисточки. Это можно сделать на линии чуть выше или чуть ниже горизонта.
Приступаем к рисованию
Итак, давайте разберем, как нарисовать степь карандашом поэтапно.
- Сначала нужно разделить горизонтальный альбомный лист на три части. Самая верхняя часть будет представлять собой небо выше линии горизонта. Вторая часть, чуть ниже — задний план степи. Третья часть, соответственно, будет передним планом, где детали нужно прорисовывать более четко. Эта нижняя часть должна быть самой широкой из всех трех.
- Линия горизонта не должна быть ровной. На самой верхней части, там, где предполагается изобразить небо, следует наметить карандашом облака. А затем хорошо прорисовать их контуры, обозначить тени.
- Далее нужно перейти в нижнюю часть картины и наметить карандашом крупные детали — цветы, кустики, травинки. Удобно разделить самую широкую часть степи на три полосы. В самой нижней детали должны намечаться крупнее, их размер обязательно должен быть самым большим на рисунке. Сначала детали намечаются просто, без прорисовки. Например, цветы на первом этапе можно обозначить кружками. Переходя выше по рисунку, в следующую намеченную полосу, детали изображаются мельче по размеру и располагаются ближе друг к другу. В самой верхней полосе цветы и вовсе отмечаются просто точками, а травы и кустарники — мелкими штрихами. Таким способом создается иллюзия предметов, которые почти невозможно рассмотреть из-за большого расстояния.
- Теперь следует обозначить детали, которые расположены вдали, на линии горизонта. Это могут быть кустики, небольшие неровности рельефа, еле заметные издали деревья.
- Далее нужно обратиться непосредственно к деталям и хорошо прорисовать их карандашом, исправляя недостатки ластиком, намечая тени, штрихуя задний фон.
- Наносите цвет, используя на заднем фоне растушевку с помощью мягкой ткани, которой следует обернуть палец. Сначала штрихуется фон, а затем аккуратно растушевывается, нужно добиться равномерности тона. Ближе к горизонту используйте более светлые тона.
- Чтобы добиться более насыщенного оттенка, наносите штриховку слой за слоем, аккуратно его растушевывая кисточкой.
- Эффект белизны облаков можно создать ластиком, убрав лишний цвет и обнажив бумагу.
- Если рисунок выполняется красками, нужно учитывать особенности фактуры. Акварель больше подходит для создания легкого, нежного утреннего пейзажа. Гуашью легче работать, изображая осеннюю или выжженную солнцем степь. Масляные краски подойдут для яркого весеннего пейзажа.
- Прорисовка красками выполняется сверху вниз, чтобы не размазать уже нарисованное ниже.
Завершать сразу весь рисунок не обязательно. Можно оставить его ненадолго, чтобы вернуться позже и новым взглядом окинуть изображение. Исправить ошибки, прорисовать детали четче, поработать с тенями.