Около ста лет в Европе начало активно развиваться новое направление живописи, получившее название сюрреализм. Художников начали волновать тайны подсознания, в их работах, сны и реальность переплетались в едином пространстве, реальные образы удивительным образом соседствовали с ужасными галлюцинациями. Большинство художников этого направления интересовались психоанализом, вклад Фрейда в развитие данных идей сложно переоценить.
Создание парадоксальных форм достигалось двумя разными методами, уже в самом начале возникновения сюрреализм поделился на две основных школы. В первом случае бессознательное вводилось в сам творческий процесс, становилось его неотъемлемой частью. Работы данной школы отличаются большим количеством произвольных форм и абстракций, в которых сложно разобрать что-то определённое. Самыми знаменитыми деятелями в данном направлении стали Макс Эрнст и Жан Арп.
Ярким представителем второго направления стал Сальвадор Дали. Бессознательное работало лишь во время создания иррационального образа, сама работа выполнялась тщательно, манера письма предполагала точную передачу света и теней, что характерно в большей степени для академизма. Такой стиль заставляет смотрящего обмануться, поверить в действительность изображения.
Основной идеей сюрреализма является честность, картины являются отражением бессознательного, их сюжет не надуман, а рождён естественным путём. Этим от сюрреализма отличается постмодернизм - в последнем отсутствует глубина, он старается шокировать зрителя, не давая ему ничего нового. В сюрреализме вас всегда ожидает необъятная глубина, так как он существует в том мире, где однозначных трактовок не существует.
Отсутствие конечного числа трактовок каждой картины ведёт к тому, что одни и те же образы воспринимаются разными людьми совершенно по-разному, являясь для одних добром, а для других - злом.
Одна и та же картина может поднять настроение и настроить на позитивный лад одного человека, другого же бросить в бездонную пучину ужаса. Необъятность и необъяснимость сюрреализма нашла себе не только в живописи, в этом направлении творили и поэты, и кинорежиссёры.
Обособленно стоит тема употребления художниками различных психоделиков и других веществ, в представлении рядового мещанина не укладывается то, что так творить можно просто дав волю своему сознанию. Освобождённый разум не требует дополнительного допинга. Случаи употребления веществ были, но всё-таки это можно скорее назвать исключением из правила. Среди сюрреалистов процент людей, имеющих психоделический опыт с наркотиками, не выше всего остального народа.
В настоящее время сюрреализм отошёл на второй план, спад начался уже после Второй Мировой войны. Техника автоматического письма требует большого внутреннего напряжения, искренности художника. Для такой работы требуется вдохновение, которого так не достаёт современному искусству - выставки современных творцов чаще всего навевают лишь тоску. Сюрреализм ворвался в культуру так стремительно благодаря новизне, нам остаётся лишь ждать человека, способного совершить такую революцию.